Живопись2018-06-21T09:59:09+00:00

Живопись

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины «ЖИВОПИСИ»

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Живопись является одной из базовых дисциплин, выполняющей ряд функций, без осуществления которых в наше время невозможно формирование полноценного специалиста широкого профиля. Процесс подготовки ученика к такими дисциплинами как компьютерная графика, проектирование, история искусств, начертательная геометрия, скульптура и др. Обучение живописи складывается из составляющих, включающих в себя:

  • знание учениками — будущими специалистами исторических и современных особенностей и возможностей графики и работы в цвете;
  • важнейшего для профессии навыка уверенно и свободно выражать свою мысль различными техниками.(акварелью, пастелью, гуашью, темперой, акрилом, маслом).

Цель курса
Изначальная цель в обучении учеников – будущих художников средствами живописи заключается в развитии общей художественной культуры; в формировании личностных качеств будущего специалиста.

2. Задачи курса.
В связи с тем, что учебная программа «Живопись» совместно с другими дисциплинами, формирует личностные качества, позволяющие всесторонне осмысленно решать художественные, технологические и конструктивностроительные задачи, а также в подготовке к профессиональной деятельности развивает объемно-пространственное и художественно-композиционное мышление.

  1. Ознакомить учеников с теоретическими и методическими основами академической живописи. В связи с поставленной целью приоритет отдается конструктивному рисунку со вспомогательной проработкой светотени.
  2. Сформировать у учеников умение работать в различных техниках, ознакомить их с особенностями разных материалов.
  3. В задачи обучения входит формирование понятия у учеников о формообразовании с помощью тональных и цветовых отношений.

3. Методы обучения
Для решения поставленных задач и достижения цели курса в учебном процессе применяется целый комплекс методов (информационнорецептивного, репродуктивного, проблемного изложения, эвристического), методических приѐмов и средств обучения (словесных, наглядных, практических).
Эти методы, приемы и средства обоснованы в многочисленных исследованиях отечественной и зарубежной педагогических школ. Получаемые на практических занятиях знания углубляются в процессе учебы. В ходе развивается аналитическое мышление.
Во время аудиторных занятий преподаватель обеспечивает достаточную самостоятельность и активность учеников. Для успешной организации, преподаватель постоянно анализирует результаты своей деятельности и деятельности учеников, сопоставляет достигнутый уровень с планируемым и определяет корректировки для дальнейшего учебного процесса.

4. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Курс «Живописи» тесно взаимосвязан с такими дисциплинами как проектирование, начертательная геометрия, рисунок, история искусств, скульптура и многими другими.
Требования к уровню освоения содержания курса
Ученик должен знать:
 теоретические и методические основы живописи,
 особенности разных техник.
Ученик должен уметь:
 изображать объемные формы с натуры, осознавая принципы их конструктивного построения, соблюдая пропорции и взаимное расположение отдельных элементов;
 передавать состояние натуры в зависимости от условий освещения и среды;
 передавать объемность, пространственное положение, материальность предметов цветовыми средствами.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
В основе подготовки учеников лежит реалистический рисунок. В обучения живописи раскрывается его роль как средства познания окружающего мира, как действенного инструмента для решения различных творческих задач, как образного языка дизайнера.
Основные задачи курса живописи связаны с необходимостью для учеников решать сложные изобразительные профессиональные задачи как при выполнении заданий по проектированию, так и в дальнейшей творческой деятельности. Содержание курса, его цель и задачи определены в соответствии с местом и значением дисциплины в общей системе профессионального образования. Живопись в школе дает базовую подготовку для успешной работы учащихся по всем специальным дисциплинам. Этот курс следует за первой ступенью системы – подготовкой до вуза и укладывается в семь лет обучения в школе.

Пояснительная записка.
Данная программа по предмету «Живопись» предлагает содержание семилетнего курса обучения детей, поступающих в школу искусств в возрасте
11-17 лет.
Наряду с рисунком и композицией, живопись является одним из ведущих предметов в учебном процессе в школе искусств. В задачу курса живописи входит развитие у учащихся способности видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветосветовых отношений. Пользуясь живописными средствами, учащиеся должны научиться «лепить» форму цветом, овладеть техническими приемами акварельной живописи, гуашью, маслом и основами цветоведения и перстпективы.

Процесс обучения идет от простого к сложному. Вначале ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения простых форм с их локальным цветом. Решив эти задачи, можно переходить к более сложным объемным формам. Лепку формы следует вести с учетом теплых и холодных цветов, сначала в условиях интерьера, а затем на пленэре, во время летней практики.

За время обучения учащиеся должны усвоить некоторые сведения из области цветоведения: понятие о спектре, основных и дополнительных цветах,
теплых и холодных, контрастных и сближенных, понятие «локальный цвет» и влияние на него света, роль тона в передаче формы и материальности предмета, светосила цвета в воздушной среде, взаимодействие цветов, рефлекс.

Работы по живописи выполняются разнообразными материалами. Основным материалом является акварель, отдельные задания могут выполняться гуашью, темперой, маслом, применяются и смешанные техники. Выполняя задания, необходимо постоянно следить за рисунком, особенно в акварели.

Перед началом работы преподаватель должен объяснить поставленную задачу, последовательность выполнения работы, вопросы, касающиеся техники письма. Необходимо уделить особое внимание выбору учащимися места работы, определению правильной точки зрения. Следует постоянно напоминать учащимся об отходе от работы для ее более тщательного анализа, сравнения с постановкой и лучшего видения цельности исполнения всей композиции. Большую часть заданий по живописи составляют натюрморты. Во время постановок учителю нужно у натюрморт должна отличать цветовая и тональная согласованность, определенный колорит, цельность).

Постановки должны быть разнообразны по характеру и содержанию – тогда учащиеся будут работать с большей заинтересованностью, и стремиться к творческому решению поставленных задач. В этом случае у них появиться возможность проявить себя с разных сторон, выявить свои природные
склонности и дарования.

Хорошо продуманная, ясная по цели постановка с удачно подобранной натурой воспитывает художественный вкус учащегося и во многом помогает
ему в раскрытии художественного образа. В конце работы преподаватель проверяет выполнение поставленных задач. Полезно тут же устроить выставку работ и проанализировать их вместе с учениками. Очень важно добиться того, чтобы учащиеся продолжали творчески работать дома: передавать общую настроенность работы, тональность, цветовую гамму. Отдельные учебные задания можно предложить повторить дома по памяти.
Особое внимание должно уделяться завершению работы – ответственному и сложному моменту. Подлинная законченность состоит в достижении цветовой гармонии – то есть в приведении к единству всех деталей, в подчинении всех элементов основному замыслу, поставленной задаче.

Помимо заданий, указанных в программе, на протяжении всего обучения преподаватель дает короткие задания – этюды овощей, фруктов, этюды фигуры человека, портретные этюды, живописные наброски и т.д. Краткосрочные этюды можно выполнить без предварительной карандашной прорисовки, что приучает к большей свободе в работе кистью, а также способствует остроте восприятия, активной энергичной работе, умению сразу возможно более точно брать цвет.

В работе над интерьером, пейзажем, головой и фигурой человека учащийся должен руководствоваться теми же правилами, что и в работе с
натюрмортом. Это – установление больших цветовых и тональных отношений, постепенная их разработка и подчинение всех деталей этим отношениям.

Итогом изучения живописи в течение года является экзаменационная работа в виде контрольного натюрморта. В процессе обучения для успешного выполнения и освоения программы преподавателю необходимо строго придерживаться внутренней логики усложнения заданий с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД РИСУНКОМ В ЦВЕТЕ
Сознательное построение объемной формы на плоскости листа (холста) требует определенной последовательности в работе.

Умение работать последовательно развивается у учащихся постепенно. Оно появляется вместе со способностью критически оценивать свою работу на
основе постоянного сравнения его с натурой.

Но для того чтобы анализировать натуру, требуется, в свою очередь, известный профессиональный опыт, которого еще нет у учеников младших классов. Они, как правило, рисуют эмоционально, ни над чем не задумываясь, как они привыкли делать это еще до школы. Поэтому в их работах много случайного, мешающего нормальному ходу работы, что, конечно, сказывается на ее результатах.

Неуверенность в своих силах, появляющаяся после ряда неудачных попыток изобразить предмет «как в натуре», может надолго задержать нормальное развитие ученика и снизить его интерес к рисованию и работе с цветом.

Поэтому на первых порах лучше заставлять учеников вести работу по определенному плану, предлагаемому преподавателем, и только после удовлетворительного решения одного этапа работы преподаватель может разрешить ученику переходить к следующему этапу.

Расчленение процесса работы над рисунком в живописи, особенно в начале обучения, на отдельные этапы, органически связанные с основными принципами учебного рисования, имеет еще одно практическое значение.

Ученики младших классов рисуют очень быстро. Не обладая способностью критически относиться к своей работе, не замечая своих ошибок, они торопятся скорее подвести рисунок к концу. Расчленение рисунка на его логические этапы помогает им понять поставленные задачи, дисциплинирует их внимание и систематизирует работу. Ученикам разъясняется заранее, какие конкретные задачи решаются на каждом этапе рисунка, также указывается примерное время исполнения каждой задачи.

Привыкнув вести работу по этапам, ученик начинает понимать, что рисовать в цвете — это не просто копировать модель, что рисунок прежде всего
требует внимательного и последовательного изучения натуры, что каждый мазок, проведенный по бумаге, не может быть случайным, а должен быть
заранее обдуман и решен.

Усвоение учащимися основных принципов рисования в младших классах школы затруднено теми необходимыми условностями, которые ученик должен понять, например, условно представлять себе лист как пространство, рисовать не линией, а формой и т. п. Переходя от задания к заданию, ученик преодолевает эти трудности, и чем скорее происходит процесс преодоления, тем большая последовательность появляется в его работе.
Ученик начинает сознательней подходить к стоящим перед ним задачам и понимать принцип объемного рисования. Указанный порядок ведения рисунка перестает быть сдерживающим фактором и делается естественным, единственно возможным способом рисования с натуры.-

Все это убеждает нас в необходимости разделения процесса учебной живописи на отдельные, логически вытекающие один из другого этапы.
Разделение процесса на этапы дает возможность педагогу выяснить, какая часть работы над изображением формы больше всего затрудняет ученика, а следовательно, дает возможность и вовремя прийти ему на помощь. Учебная живопись делится на этапы в соответствии с основными программными положениями работы над рисунком в цвете: «От общего к частному и от частного к общему, с последующим синтезом того и другого».

Первый этап, о котором мы уже упоминали, — это компоновка, то есть размещение будущего рисунка на листе. Ученик должен представлять, где и как будет размещено на листе изображение.

Умение целостно смотреть на натуру облегчает ученику решение задачи компоновки.

Компоновка производится в определенной последовательности. Первое, что нужно сделать, — установить размер будущего изображения исходя из
размера заданного листа бумаги (холста) и расстояния рисующего от модели. Если размер изображения заранее задан, эта задача отпадает. Затем
устанавливается направление движения всей массы натуры (вверх, вниз, направо, налево или в глубину), «рисовать… движение форм». Следующей
задачей будет нахождение такого места на листе, где изображение получилось бы органически связанным с остающимися незаполненными полями листа, составляло бы одно целое с ними. При этом учитываются силуэт всей массы натуры и отношения размеров затемненных и освещенных ее частей (ритмы темного и светлого).

При компоновке рисунка в живописи может возникнуть дополнительная задача — нахождение композиционного центра. В намеченной общей массе натуры определяется местоположение отдельных главных ее форм. При этом ученику приходится следить внимательно за точностью размерных отношений этих форм, а также за их взаимосвязью и правильностью их перспективного построения. Для того чтобы иметь возможность более правильно судить о компоновке рисунка, найденных пропорциях и характере общей массы натуры, иногда бывает необходимо легко прокрыть тоном тени, лежащие на поверхностях формы, которые направляются в глубину. Следует отметить, что учащиеся, особенно младших классов, не вполне сознают значение компоновки для последующей работы над рисунком и уделяют ей сравнительно мало внимания.

Между тем торопливость на этом этапе работы приводит в дальнейшем к значительным переделкам рисунка. Чтобы не портить поверхность рабочего листа в поисках композиции рисунка, учащиеся предварительно должны делать эскизы компоновки. Для этого рекомендуется искать компоновку через прорезанное в отдельном листке бумаги небольшое прямоугольное отверстие, пропорциональное формату рабочего листа.

Взглядывая через прорезь на натуру и передвигая перед глазами листок с прорезью в стороны, а также от себя и к себе, можно быстро найти наилучшее расположение рисунка в листе.

Второй этап (построение формы) также предполагает определенный порядок работы: от большего к меньшему, от целого к деталям.
Общими задачами для любого построения будут: нахождение линии горизонта, точек схода и линий их пересечений, определение плоскостей,
лежащих параллельно картинной плоскости, и плоскостей, уходящих в глубину, и т. д., то есть всего, что относится к наглядной перспективе, а также
уточнение размерных отношений объемов. Построение ведется от руки и на глаз легкими штрихами и вспомогательными линиями, которые по
исчезновении в них надобности уничтожаются.

Затем, продолжая работу над рисунком, ученик переходит к построению меньших форм, учитывая все время их местоположение и размеры по
отношению к более крупным формам и к целому и намечая при этом (очень легко) собственные и падающие тени.

В этой стадии работы над рисунком на форме, нанесенной легкой светотенью, еще отсутствуют блики, полутона и рефлексы, то есть то, что
может создать впечатление полной объемности формы, ее рельефа и ее фактуры. Но уже поэтому пока еще очень условно объемному изображению
можно лучше судить о правильности отношений размеров и расположении форм, составляющих всю массу натуры. Последняя проверка пропорций должна быть произведена именно сейчас, перед переходом к следующему этапу работы.

Проверку эту следует производить, обязательно отставив от себя рисунок и, очень быстро взглядывая с постоянной точки зрения на натуру и на рисунок, как бы сопоставляя их, искать различие между рисунком и натурой. Быстрота проверки приобретает существенное значение в связи с тем, что полученное в глазу изображение натуры и сделанного в рисунке удерживается в нем очень разработчик ненадолго. Сопоставлять следует формы большие и малые, взятые вместе и отдельно, ориентируясь все время на целое. Найденные ошибки должны быть немедленно исправлены.

По окончании построения перед учеником возникает задача сделать изображение более конкретным, приблизить его к натуре. Для этого надо, как
говорят, выявить или вылепить форму в цвете. В этом и заключается содержание следующего этапа работы над учебным рисунком.

Третий этап (выявление формы) требует полного цветового и тонового разбора натуры. Понимание того, что тон в натуре есть степень освещенности
разных поверхностей формы, помогает ученику в решении этой задачи. Тон и цвет прокладывают постепенно, начиная с самых темных мест. Все
время сравнивая и определяя отношения темных частей, ученик постепенно переходит к полутонам, то есть к тем местам, где свет ложится на поверхности форм под разными углами. Накладывая тон и цвет, ученик лепит форму, учитывая при этом не только углы отражения света, но и расстояние данной поверхности от источника света, а также ее окрашенность. Одновременно определяется степень освещенности пространства позади натуры, иначе говоря, частично прокрывается тоном и фон.

Постепенно переходя от главных частей формы к деталям, ученик должен добиваться точности тональных и цветовых отношений, сопоставляя и отделяя второпланное от первопланного, выражая тональные различия более резко в свету и мягко в тени. Блики должны оставаться не тронутыми карандашом. Вся градация тонов и цветовых пятен, распределяется от самого темного до белого цвета бумаги.

Работа тоном и цветом идет одновременно по всей форме, которая вылепляется до ее видимых границ. Одновременно разрабатывается тоном и
пространство, окружающее форму (фон). Определением «касаний» границ формы с фоном заканчивается выявление формы в работе.
Четвертый этап работы (обобщение) — завершение живописи. Работа на этом этапе основана на способности ученика отделять главное от
второстепенного.

До сих пор работа шла от общего к частному, от определения общей массы натуры к выявлению деталей. Теперь перед учеником стоит задача — собрать весь рисунок в одно целое, для чего необходимо второстепенное подчинить главному, то есть опять провести кое-какую работу над деталями, но уже в порядке их обобщения. Это обобщение может быть проведено учеником только на основе его умения целостно видеть натуру и понимания характера и особенностей модели.

Последнее замечание относится, главным образом, к рисунку головы и фигуры человека.

Предлагаемая разбивка рисунка в живописи на этапы, обеспечивающая плановость в работе, создает у начинающего ученика уверенность в
правильности решения выполняемого им задания, сохраняет драгоценное учебное время и гарантирует свежесть работы.

ЗАКОНЧЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ ЖИВОПИСИ

Из требования последовательности в работе вытекает и программное требование законченности живописи.

Где и на каком этапе работы можно считать учебный рисунок законченным?

Ошибочно было бы полагать, что законченность рисунка определяется отработанностью деталей. Подобный критерий завел бы учебную живопись в
бессмысленный натурализм. Мы довольно часто слышим от учеников старших классов: «Мне кажется, что я кончил работу. Что же мне делать дальше?». А в младших классах задолго до истечения времени, отведенного на выполнение задания, ученик откладывает свою работу и говорит уверенно и убежденно: «Я свою живопись совсем закончил».

Преподаватель должен немедленно решить, действительно ли работа окончена или надо продолжить.

Чистяков писал: «… окончить (вовремя и на той грани, где и как надо кончить. — А. Б.) может лишь тот, кто много и правильно упражнялся… в
тонкости разрешения задачи»1. Здесь Чистяков указывает на то, что в каждом рисунке имеется своя основная задача и что к решению этой задачи можно подойти лишь на основе правильной последовательности в работе.

Необходимым критерием для суждения о законченности учебного рисунка является решение именно этой основной задачи, определяемой заданием.
В учебной программе задания по живописи расположены по нарастающей степени сложности; соответственно повышаются из года в год и требования к качеству исполнения рисунка. Поэтому педагогически правильным будет считать рисунок оконченным в том случае, если в нем решено основное содержание задания и если исполнение рисунка отвечает требованиям данного класса 2. Поэтому педагог обязательно должен перед началом работы раскрыть учащимся содержание задания.

Умением правильно вести работу над рисунком ученик овладевает на основе приобретаемых знаний и навыков и постоянно накопляемого опыта. Но
гораздо сложнее научить той «тонкости решения задачи», о которой говорит Чистяков, пониманию, «где и как надо кончить» рисунок.

Такое понимание есть результат систематического воспитания умения «целостно видеть» натуру и, исходя из него, критически оценивать свой
рисунок. В конечном итоге, и прежде всего это и есть умение, заканчивая рисунок, выделить самое главное и подчинить ему второстепенное. Таким
образом, вторым (и более высоким) критерием для суждения о законченности рисунка как для педагога, так и для ученика, должна быть целостность
изображения.

II. Перечень практических заданий для аудиторной работы с 1 класса по 7 класс.

Класс, формат работы Содержание задания Цель Учебные задачи Кол-во часов на тему (ак.час-45 мин)
1 класс
1. 1 класс А3 Предмет «живопись». Знакомство с материалами и принадлежностями упражнения на cмешение цветов. 1. Ковер (цветов, пятен) из вновь полученных смесей. 2. Этюды осенних листьев. Акв.бум.А3 Знакомство с предметом и понятием «живопись». Знакомство с материалами и принадлежностями для живописи. Сообщение теоретических сведений из цветоведения. Хроматические и ахроматические цвета, спектр (радуга) Понятие о трех характеристиках цвета (цвет, насыщенность, светлота). Выполняется упражнения на смешение цветов, заливки и вливание цвета в цвет. 4
2.   Натюрморт из цветных шаров, мячей на нейтральном фоне. Исполняются 2 задания: по сухому и по сырому. Акварель, лист А3 Изменение цвета предмета от освещения. Наблюдения светотени на шаре Знакомство с основными элементами цветовой светотени на шаре (блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая). Работа по плакату, постепенный переход от плоского изображения к объемному. Прием влажного мазка 8
3. 1 класс А3 Знакомство с техникой акварели: а) «по-сырому» — цветы, пейзажи; б) «заливка»- фрукты, овощи, грибы; Попытки с натуры передать объем предмета. Компоновка предметов в листе. 8
4. 1 класс А2 В работе объемных геометрических фигур, лежащих на плоскости на различном уровне по отношению к линии горизонта (Куб и шар, цилиндр и пирамида) на нейтральном фоне. Формат листа А-2 Формирование знания целостного восприятия 2 объемных геометрических фигур, выявление образной сути изображения, умения и навыков быстрого изображения геометрических фигур на плоскости листа. Работа выполнена гризайлью в технике акварель «лессировка». Введение понятия «тона», лепки формы тоном 1.Изучить особенности линейной перспективы; 2.Сформировать знания, умения и навыки графического изображения объемных различных по форме и высоте геометрических фигур, лежащих на плоскости на различном уровне по отношению к линии горизонта в процессе создания работы, выполненной гризайлью. 16
5. 1 класс А2 В работе объемных геометрических фигур, лежащих на плоскости на различном уровне по отношению к линии горизонта (Куб и шар, цилиндр и пирамида) на нейтральном фоне. Формат листа А-2 Формирование знания целостного восприятия 2 объемных геометрических фигур, выявление образной сути изображения, умения и навыков быстрого изображения геометрических фигур на плоскости листа. Работа выполнена гризайлью в технике акварель «лессировка». Введение понятия «тона», лепки формы тоном. 1.Изучить особенности линейной перспективы; 2.Сформировать знания, умения и навыки графического изображения объемных различных по форме и высоте геометрических фигур, лежащих на плоскости на различном уровне по отношению к линии горизонта в процессе создания работы, выполненной гризайлью (ограниченная палитра). 16
6. 1 класс А2 Копия натюрморта из предметов быта простой формы, разных по размеру, объему и фактуре. Прежде чем начинать делать длительную работу с цветом, нужно пройти этап копии работы из методического фонда или работы старых мастеров (из материала который предлагает педагог). Как можно точно повторить копию. 16
7. 1 класс А3 Натюрморт с драпировкой и с белой кружкой. Знакомство с понятием «основные» и «смешанные» цвета. Выполнение начальных упражнений в технике гуаши. Приобретение навыков смешения цветов. Освоение живописных средств выразительности (мазок). 8
8. 1 класс А2 Живопись натюрморта из предметов быта простой формы, разных по размеру, объему и фактуре. Формат листа А-2 Формирование знания целостного восприятия разных по размеру предметов простой формы, умения и навыков графического изображения натюрморта, входящих в него предметов быта в цвете. Формирование среды. 1.Разъяснить принципы построения и последовательности выполнения рисунка орнамента; 2. Научить компоновать изображение на листе бумаги; 3. Приучить видеть общие очертания орнамента и его детали и выявлять его форму, характер и рельеф с помощью светотени. Натюрморт выполняется в цвете в акварелью 20
  Всего часов 86
2 класс
1. 2класс Натюрморта с гипсовой вазой и драпировкой, выполнение в технике гризаль (ограниченная палитра). Формат листа А-2 Формирование знания целостного восприятия натюрморта с гипсовой вазой и драпировкой, умения и навыков изображения гипсовой вазы и драпировки Изучение приемов акварельной и гуашевой техник. Приобретение навыков смешения цветов, выполнения ступенчатых и непрерывных заливок и растяжек 20
2. 2 класс А2 Натюрморт из трех предметов (овощ огурец) Формирование пространственнообразного мышления, средствами знаний, умений и навыков ее изображения. Работа выполняется три раза, меняется только один предмет (овощи разного цвета (огурец, помидор, баклажан)).задача этого задания показать изменение колорита, когда меняется цвет овоща. 12
3. 2класс А2 Натюрморт из трех предметов (помидор) Формирование пространственнообразного мышления, средствами знаний, умений и навыков ее изображения. Работа выполняется три раза, меняется только один предмет (овощи разного цвета (огурец, помидор, баклажан)). Задача этого задания показать изменение колорита, когда меняется цвет овоща. 12
4. 2класс А2 Натюрморт из трех предметов (баклажан) Формирование пространственнообразного мышления, средствами знаний, умений и навыков ее изображения. Работа выполняется три раза, меняется только один предмет (овощи разного цвета (огурец, помидор, баклажан)). Задача этого задания показать изменение колорита, когда меняется цвет овоща. 12
5. 2класс А2 Постановка из предметов, близких по цвету в теплой гамме Поиск оттенков одного и того же цвета, разных по тону, теплохолодности и насыщенности. Поиск композиции на заданном формате. Начало цветовых прокладок с темных мест (свет не трогать). Затем работа над полутонами и светом. Завершение, детализация. 16
6. 2класс А2 Постановка из предметов, близких по цвету в холодной гамме Поиск оттенков одного и того же цвета, разных по тону, теплохолодности и насыщенности Цветовая характеристика предметов и их связь с окружающей средой. Поиск композиции, работа над рисунком под живопись. 16
7. 2 класс А2 Натюрморт с драпировкой сближенными по цвету. Акварель, гуашь. Развитие колористического видения, умение видеть богатства цветовых оттенков. Проанализировать изменение цвета, оттенков в натюрморте 12
8. 2класс А2 Несложный контрастный натюрморт, выполненный в мозаичной манере Разбить все формы на плоскости их покрывающие. Проанализировать изменение цвета плоскостей в зависимости от поворота, удаленности от источника света и цвета окружающей среды. 10
9. 2класс А2 Несложный контрастный натюрморт, выполненный в манере «пуантилизма» Разбить все формы на плоскости их покрывающие. Пуантилизм, или дивизионизм — живопись точками. Точки стоят близко друг другу, они могут быть круглыми, квадратными (отпечаток плоской кисти), или слегка вытянутыми. Оптическое смешения тона и цвета. 10
10. 2класс А2 Натюрморт из четырех предметов с драпировками с орнаментами Формирование пространственнообразного мышления, средствами знаний, умений и навыков ее изображения. Передача светотени на объемных формах Передача цветовых отношений. Брать цветовые отношения, сравнивая пятна по светлоте, насыщенности и теплохолодности, цветовое влияние предметов друг на друга. 24
  Всего часов 136
3 класс
1. 3 класс Копия натюрморта из предметов быта простой формы, разных по размеру, объему и фактуре Прежде чем начинать делать длительную работу с тональным разбором, нужно пройти этап копии работы из методического фонда или работы старых мастеров (из материала который предлагает педагог). Как можно точно повторить копию. 10
2. 3 класс А2 Постановка из живых цветов. Акварель. Выявить характер букета. Оригинальную композицию, передать цветовую гармонию. Формирование среды Углубление знаний о различных приемах работы с акварельными красками. Рисунок под живопись, работа по сырому и по сухому. Показать пространство фактуру в натюрморте. 12
  3класс А2 Натюрморт с веткой рябины (грибами и т.д.) Акварель, гуашь. Выделение главного, режиссура работы, меры обобщения и детализация в работе. Показать пространство фактуру в натюрморте. 12
  3класс А3 Новогодний этюд с веткой сосны (ели). акварель Использование технических возможностей акварели. Сочетание техник : с начало по сырому, детализация по сухому. Совершенствование навыков работы по сырому. 8
3. 3 класс А1 Натюрморт с самоваром и драпировкой Формирование знания целостного восприятия натюрморта с самоваром и драпировкой, умения и навыков изображения их. Формирование среды 1 .Закрепить умение анализировать декоративную деталь; 2. Формирование пространственнообразного мышления, средствами знаний, умений и навыков ее изображения 30
4. 3 класс А1 Несложный гипсовый орнамент. Гризайль. Гуашь. акварель Передача формы одним цветом (монохром) Возможный цвет: сиена. Умбра. Ультрамарин. Светлые предметы на темном фоне. 14
5. 3 класс А2 Краткосрочные этюды с чучелом птиц в 2-3 ракурсах Передача выразительности характера и цвета птицы, на фоне разных драпировок, используя прием ал-ля прима. Закрепить умение анализировать декоративную деталь; 2. Формирование пространственнообразного мышления, средствами знаний, умений и навыков ее изображения. 16
6. 3класс А2 Постановка из нескольких различных по материалу предметов (дерево, металл, стекло, керамика) Формат листа А-2 Передача материальности, фактуры. Поиск композиции в эскизах. Рисунок под живопись. Начало лессировочных прокладок: тени собственные, тени падающие. Поиск больших цветовых отношений. Детализация. 24
7. 3класс А2 Натюрморт из трех предметов Знакомство живописи маслом, Ограниченная палитра Работа ведется на холсте, масляными красками. Передача формы, объема предметов, материальности. 12
8. 3класс А2 Натюрморт из трех предметов. (холст, масло) Формат листа А-2 Формирование знаний закономерностей в выполнении предметов, фактуры их, материальности и среды. Ограниченная палитра. НРазъяснить принципы изображения ; Обучить приемам изображения в техники масляной живописи. 30
  Всего часов 168
4 класс
1. 4класс А2 Натюрморт сложный Прежде чем начинать делать длительную работу в цвете, нужно пройти этап копии работы из методического фонда или работы старых мастеров (из материала который предлагает педагог). Как можно точно повторить копию. 20
2. 4класс А2 Натюрморт из пяти предметов Выявление качества полученных умений и навыков: умение последовательно вести работу над длительным заданием, выдерживать на протяжении всей работы цветовое единство Умение завершить работу, показав «владение режиссурой», то есть выделить главное в натюрморте и списывать неглавное, передавая световоздушную среду и пространство, в техники масляной живописи. 30
3. 4класс А2 Живопись гипсовой маски (Венера) холст, масло Формат листа А-2 Формирование знаний закономерностей в выполнении гипсовой маски, умений и навыков изображения, характерных для неѐ особенностей. Формирование среды. Ограниченная палитра 1. Разъяснить принципы изображения гипсовой маски (Венера); 2. Обучить приемам изображения гипсовой маски (Венера), масляными красками, с учетом индивидуальных особенностей в портрете. 30
4. 4 класс А2 Копия гипсовой головы (маслом) Прежде чем начинать делать длительную работу с тональным разбором, нужно пройти этап копии работы из методического фонда или работы старых мастеров (из материала который предлагает педагог). Как можно точно повторить копию. По технологии масляной живописи. 20
5. 4класс А2 Живопись гипсовой маски (Венера) холст, масло Формат листа А-2 Формирование знаний закономерностей в выполнении гипсовой маски, умений и навыков изображения, характерных для неѐ особенностей. В цвете. 1. Разъяснить принципы изображения гипсовой маски (Венера); 2. Обучить приемам изображения гипсовой маски (Венера), масляными красками, с учетом индивидуальных особенностей в портрете 30
6. 4 класс А2 Натюрморт с гипсовой головой и с драпировкой Формирование знаний закономерностей в выполнении гипсовой головы (Аполлон), (Антиной), умений и навыков изображения, характерных для неѐ особенностей. В цвете. 1. Разъяснить принципы изображения гипсовой головы (Аполлон), (Антиной); 2. Обучить приемам графического изображения гипсовой головы (Аполлон), (Антиной), с учетом индивидуальных особенностей в портрете. Исполнение работы на хосте масляными красками. 30
  Всего часов 160
5 класс
1. 5 класс Копия этюда портрета Прежде чем начинать делать длительную работу с тональным разбором, нужно пройти этап копии работы из методического фонда или работы старых мастеров (из материала который предлагает педагог). Как можно точно повторить копию. 10
2. 5класс Копия портрета Прежде чем начинать делать длительную работу с тональным разбором, нужно пройти этап копии работы из методического фонда или работы старых мастеров (из материала который предлагает педагог) Как можно точно повторить копию. 20
3. 5класс А2 Портрет головы Формат листа А-2 Формирование знаний закономерностей в выполнении головы, умений и навыков изображения, характерных для неѐ особенностей. Исполнение на хосте масляными красками Портрет исполняется с учетом индивидуальных особенностей характера модели. 34
4. 5 Класс А2 Портрет модели Формат листа А-2 Формирование знаний закономерностей в выполнении головы модели, умений и навыков изображения, характерных для неѐ особенностей. Формирование среды Портрет головы с учетом индивидуальных особенностей характера модели 34
5. 5 Класс А2 Портрет мужской модели Формат листа А-2 Формирование знаний закономерностей в выполнении головы модели, умений и навыков изображения, характерных для неѐ особенностей. Формирование среды Портрет головы с учетом индивидуальных особенностей характера модели 34
6. 5 Класс А2 Портрет женской модели Формат листа А-2 Формирование знаний закономерностей в выполнении головы модели, умений и навыков изображения, характерных для неѐ особенностей. Формирование среды. Портрет головы с учетом индивидуальных особенностей характера модели 34
  Всего часов 166
6 класс
1. 6класс А4 Этюды пейзажа Гармоничное решение композиции, богатство нюансов. Исполнение этюдов на холсте масляными красками. 8
  6класс А4 Вступление к новой теме Этюды головы Общее формирования пропорций в этюде. Исполнение этюдов на холсте масляными красками. 10
2. 6 класс Копия портрета с руками Прежде чем начинать делать длительную работу с тональным разбором, нужно пройти этап копии работы из методического фонда или работы старых мастеров (из материала который предлагает педагог). Как можно точно повторить копию. 30
3. 6класс А1 Портрета с руками (женский) Портрет модели с руками. Исполнение работы на холсте масляными красками 32
4. 6класс А1 Портрета с руками (мужской) Портрет модели с руками. Исполнение работы на холсте масляными красками 30
5. 6класс А1 Портрет полуфигуры человека Формат листа А-1 Формирование знаний пластической анатомии и закономерностей в выполнении рисунка полуфигуры, умений и навыков ее изображения. 1. Разъяснить принципы изображения и анатомического строения фигуры человека; 2. Изображения фигуры на холсте, масляными красками, с руками. 36
  Всего часов 146
7 класс
1. 7класс А1 Полуфигура в национальном костюме. Формирование умений анализировать особенности анатомического строения 1 .Научить передавать характерные особенности формы и пластики тела в зависимости от пола; 2.Закрепить ранее полученные умения и навыки изображения. На холсте масляными красками 40
2. 7класс А4 Полуфигура в национальном костюме.( с музыкальным инструментом) Формирование умений анализировать особенности анатомического строения 1 .Научить передавать характерные особенности формы и пластики тела в зависимости от пола; 2.Закрепить ранее полученные умения и навыки изображения. На холсте масляными красками 40
3. 7класс Полуфигура обнаженная. Формирование умений анализировать особенности анатомического строения 1 .Научить передавать характерные особенности формы и пластики тела в зависимости от пола; 2.Закрепить ранее полученные умения и навыки изображения. На холсте масляными красками 40
4. 7класс А2 Копия фигуры человека в одежде. Прежде чем начинать делать длительную работу с тональным разбором, нужно пройти этап копии работы из методического фонда или работы старых мастеров (из материала который предлагает педагог). Как можно точно повторить копию. 20
5. 7класс А2 Фигура человека в интерьере Формат листа А-1 Формирование умений анализировать особенности анатомического строения человека в интерьере 1 .Научить передавать в работе характерные особенности формы и пластики человека в интерьере. 40
6. 7 класс А1 Копия обнаженной фигуры Прежде чем начинать делать длительную работу с тональным разбором, нужно пройти этап копии работы из методического фонда или работы старых мастеров (из материала который предлагает педагог). Как можно точно повторить копию. 20
7. 7класс А1 Обнаженная фигура Задание начинаются с короткого этюда модели в разных поворотах с целью предварительного изучения ее. Формирование среды. Рисунок выполняется с легким фоном. Для того чтобы добиться впечатления погруженности фигуры в пространстве, 40
  Всего часов 220

III. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
1. Формы контроля

Для контроля знаний учеников проводится еженедельный просмотр работ, аттестационный предварительный просмотр в середине семестра и
итоговый просмотр в конце семестра или экзамен. Еженедельный просмотр академических работ проводится индивидуально с каждым учеником после того, как даны указания по ходу текущего занятия. Анализируются ошибки в представленных работах.

Наиболее удачные рисунки и работы с типичными ошибками демонстрируются всей группе и обсуждаются. Это позволяет наглядно показать, к чему надо стремиться в работах, снижается возможность допущения грубых ошибок в последующем. Учащиеся получают методические советы, им рекомендуется литература, альбомы, наглядные пособия, которые помогут закрепить те или иные умения и навыки.

2. Конечные результаты освоения курса

Практическая работа выполняется в течение десяти (четырнацати) семестров, в конце каждого из которых ученик выставляет все свои работы, т.е. формирует экспозицию, что также является важным моментом в обучении.

На просмотр ученики представляют: 6-7 аудиторных работ и не менее 20 листов учебных краткосрочных рисунков, набросков и зарисовок, выполненных в аудитории под руководством преподавателя.

Кроме того, в конце полугодия в аудиторных условиях выполняется контрольная постановка(без помощи педагога).

3. Критерии оценки работ:

  1. Композиционное решение;
  2. Решение поставленных учебных задач;
  3. Передача характера и пропорций изображаемого объекта;
  4. Лаконичность изображения;
  5. Выразительность;
  6. Уровень владения техникой (в цвете);
  7. Художественная стилистика, раскрывающая идею творческой работы.

IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Учебный год в 1 классе начинается со знакомства с материалами и принадлежностями для живописи, начальных упражнений в технике акварели,
смешении красок, растяжках цвета, заливках. Затем выполняются этюды живых листьев, например клена или каштана. Засушивать листья не надо, т. к. они становятся жухлыми. Характер листьев подскажет метод технического исполнения, растяжку цвета от светлого к сырому, по сухому, с цветными шариками на цветном фоне. Выделить шесть элементов светотени: (блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, падающая тень). В чем заключается «принцип шара»? Все пластическое округло, любое объемное тело подчиняется идеальной форме шара. Поэтому очень важно научиться писать шар – затем уже гораздо легче понять, как изобразить голову, фигуру, геометрические тела, любые объемы.

Очень важно на первом этапе обучения приучать детей к различным форматам и величине листа, чтобы не возникало «заученности» и чтобы с
каждой новой постановкой задачи менялись. Следует чаще напоминать, что важно не раскрашивать рисунок, сделанный под живопись, а брать цветовые отношения, сравнивая пятна по светлоте, насыщенности и теплохолодности.

Таким образом, постановка глаза ученика – наивысшая задача педагога.

Показывать работы мастеров живописи, работающих в разных стилях.

Полезно давать возможность по – разному начинать этюд:

  • с самого яркого;
  • с темных мест (свет не трогать);
  • написать натюрморт только на спектральных цветах;
  • на слабонасыщенных;
  • написать небольшие постановки только двумя цветами (охра — синий, зеленый – красный, салатовый – пурпурный).

Начинать живопись простых натюрмортов лучше с первого плана, с самого яркого предмета – пусть он будет эталоном яркости. Затем вместе с
детьми необходимо посмотреть на весь натюрморт: какими кажутся цвета остальных двух предметов по отношению к цвету самого яркого предмета, друг к другу, к фону; внимательно проанализировать цветовые отношения.

Далее следует обратить внимание на падающую тень: она очень сложна для живописи – под самым предметом она темнее, у переднего края четче, по мере удаления контраст ее ослабевает, изменяется тон, цвет зависит от освещения, цвета ткани, на которой лежат предметы, и от окраски предметов (они также отражают легкий цвет на горизонтальную плоскость). Мазки следует накладывать по форме предмета, как бы ощупывая его кистью в
пространстве. Желательно не смешивать более трех красок; если не получается, то нужно искать на палитре другие сочетания красок и пропорции их смешения. Такой способ ведения работы от центрального, самого яркого пятна можно назвать работой от «куска». Предметы второго плана пишутся несколько шире, более крупным мазком. Очень важно точно передать уход формы от нас в глубину, края предметов часто принимают рефлексы рядом лежащих. Тональный контраст: блик – полутон и его теплота и яркость дадут ощущение выступающей формы. Ведь то, что теплее, звонче по цвету и контрастнее по тону, кажется ближе, а то, что холоднее, спокойнее по цвету и легче по тону – дальше. Обобщим: чтобы передать пространство, надо по мере удаления предмета в глубину снижать яркость цвета, т. е. Насыщенность и тоновой контраст относительно первого плана.

Объяснять законы построения пространства при помощи воздушной перспективы не совсем верно. В натюрморте глубина пространства мала. Здесь, скорее, проявляются особенности восприятия нашего глаза. Так же воспринимается и горизонтальная плоскость: та ее часть, которая ближе к нам, — ярче, светлее, а с постепенным уходом в глубину она становится темнее, сдержаннее по цвету, мягче по тону.

Это метод подхода к работе с натуры. В каждом задании решается комплекс задач: освещение, цвет, тон, пространство, форма. Первые работы
обычно получаются вялыми по тону, крашенными по цвету, мозаичными, жесткими по контуру. Если на первых порах ученики сумели грамотно по форме класть мазки, если акварель прозрачна, если есть попытка разобрать цветовые и тональные отношения, передать пространство, это уже хорошо, даже если работа не доделана.

Необходимо осторожно вводить складки: они должны быть простыми, недлинными, без резких теней. Нужно особо тщательно подбирать фон для
постановки. Во 2–м классе он может состоять из двух-трех близких по тону драпировок.

Во втором классе необходимо продолжать следить за композиционным решением листа, колористической цельностью решения постановки.
В отдельные натюрморты можно включать предметы из разных материалов, драпировки с рисунком, вырабатывая навыки передачи фактуры.
Во 2 классе следует дать теоретические сведения о законах дополнительных цветов в цветовом круге.

Завершает год контрольное задание, обобщающее знания, умения и навыки, полученные за год. Во 2 классе в основном используется формат А3
(30/40 см)

Развивая живописные навыки учащихся, следует придавать большое значение композиции листа, выявлению пространства постановки и четкой
конструктивности предметов.

Все предметы нужно писать одновременно, сравнивая пятна по светлоте, цвету и насыщенности цвета. При этом надо стараться смотреть на предметы не поочередно, а на всю группу в целом. Цельность восприятия позволит правильно определить отношения. Прорабатывая объемную форму каждого предмета, необходимо внимательно следить за наличием теплых и холодных оттенков на его поверхности. Особенно важно не упустить колористическое единство (общую цветовую и тоновую гамму всех красок). Без этого невозможно цельно передать формы в условиях определенного освещения.

Каждое пятно краски, каждый мазок необходимо класть по рисунку, согласно поверхностям, которые ограничивают предмет. Цвет может иметь смысл лишь в том случае, если он не воспринимается как краска, а превращается в материал, лепит объем и создает пространство.

Надо знать, какими способами можно «отдалять» и «приближать» предметы в картинном пространстве.

Принцип шара используется не только при изображении объемной формы, но и при завершении композиции. Края картинной плоскости уходят
«под раму», а главное в картине выделяется контрастами и детализацией. Объяснять психологию восприятия картины можно, сравнивая строение человеческого глаза с фотоаппаратом: «фокус – боковое зрение». Натюрморты усложняются, дополняются драпировками со складками.
Трудность изображения складок состоит в том, чтобы они были написаны в пространстве, т.е. степень сделанности, цвет и тон должны быть
найдены точно в отношениях к первому и второму плану. На первом плане может лежать полотенце с орнаментом.

В контрастных постановках особенно важное значение приобретают рефлексные связи; необходимо помнить, как рефлексные связи помогают в
создании цветовой гармонии.

Живопись на сближенных цветовых отношениях очень трудна и доступна лишь развитому цветовому видению. Подобный натюрморт в
учебных целях должен быть умело поставлен на игре тональных отношений, иначе он обречен на неудачу. Постановку в зеленоватых тонах легче написать, чем, например, в серых или желтовато- коричневых, так как зеленое начинающий живописец легче может разложить по теплохолодности.
В первоначальных длительных акварельных работах утрата свежести и прозрачности живописи, как недостаток, неизбежна. По мере приобретения технических навыков появится и свежесть, и сочность акварельной живописи.

Техническая сторона работы является непременным условием художественного изображения. При работе акварельными красками не следует «заливать» переходы одной тени в другую. Некоторое разграничение переходов светотени дает ту игру света и тени, которая и делает изображение «акварельным».

Смысл задания «Этюд головы человека» состоит в изучении формы головы человека, лепке формы цветом, выявлению индивидуальных качеств.
Чтобы приступить к этой теме, надо иметь навыки тонового рисования головы, знать строение черепа. Объем целого и деталей образуют плоскости, находящиеся в разных поворотах к освещению. При выполнении головы акварелью необходимо помнить, что в натуре не существует контура, линии, а существует только граница объемной формы, пространственных плоскостей, поэтому линии карандаша в рисунке не должны быть жесткими и толстыми.

Нужно развивать умение рисовать кистью, если необходимо поправить или восстановить сбитый в процессе контурный рисунок.

Рекомендуется выполнять короткие этюды фигуры человека без предварительной карандашной прорисовки.

В теме «Фрагмент интерьера» ставится задача передать планы в пространстве и световоздушную среду. В школе этюд обычно выполняется в
условиях освещения лампами накаливания, поэтому освещенные части предметов в целом теплее находящихся в тени.

Необычайно сложно писать тени. Они не играют массой оттенков, как при дневном освещении, и почти «мертвы».

Вопросы колорита, согласованности красок лучше всего познаются при выполнении постановок при разных условиях освещения (дневного,
искусственного, подсвеченного софитами с цветными фильтрами).

По окончании обучения учащийся должен уметь найти самостоятельно, без объяснения преподавателя, задачу в поставленном натюрморте, четко
представить композиционное решение, всеми средствами живописи выявлять главное, подчиняя ему второстепенное.

Все выше сказанные слова относятся к постановкам по живописи в старших классах, где работы выполняются уже на холсте и маслянными
красками. Натюрморты уже из пяти предметов, портреты погрудные и руками, одетые в национальные костюмы и обнаженные.

Практическое освоение дисциплины осуществляется посредством целенаправленного систематического выполнения учебных работ, набросков и
зарисовок. Основу содержания программы по курсу «Живописи» составляет описание совокупности задач, решение которых содействует достижению цели.

Опорными понятиями в процессе обучения являются: тон, тоновые отношения, элементы светотени, закономерности световоздушной
перспективы, цветовые и колористические решения и т.п., которые раскрываются в их теоретическом и практическом измерениях.
Курс начинается с определения целей и задач предмета «Живописи», его роли, его связи с другими дисциплинами и краткого обзора общего объема
работы. Учащиеся знакомятся с понятием перспективы и характером светотени, последовательностью выполнения светотеневого и цветового исполнения работы. Необходимо также научить их анализировать формообразование складок. Для этого в этот же натюрморт включается драпировка.

Предлагаемые программой задания охватывают различные аспекты графических задач и рассчитаны на подготовку архитекторов к эффективной
работе над клаузурами и развитию навыков беглого рисунка. Специфика дизайнерской деятельности и мышления требует от дизайнера умения четко
формулировать задачу, целенаправленно действовать, лаконичными изобразительными и точными композиционными и графическими и цветовыми средствами добиваться эффекта наибольшей выразительности решений. Рекомендуемые упражнения предназначены развивать эти способности у учеников.

Задания расположены в порядке от простого к более сложному, от общих понятий к частным решениям, от взаимодействия простейших
элементов на плоскости к взаимодействию плоскостей и формированию плоскостями объема. От натюрморта ученики переходят к изображению
гипсовой головы. На примере обрубовки ученики осваивают «метод плоскостей». Освоив метод конструктивного анализа и постепенно знакомясь с
анатомическим строением различных частей тела человека, студенты выполняют рисунки гипсовых фигур человека и зарисовки с натуры. Рисунок
становится более пластичным. Линейные взаимосвязи простых объемов анализируются мысленно, на листе взаимосвязи частей изображения
намечаются засечками. На этапе построения и моделировки работа ведется цельно «от целого к частному». А на этапе обобщения — методом «от частного к целому».

Основная форма обучения живописи — практические занятия. Наравне с этим перед основными разделами программы и в начале каждого семестра
целесообразно применять лекции-беседы, а перед каждым длительным заданием – беседы-установки. На аудиторных практических занятиях
программой предусмотрено выполнение 30-50 набросков за семестр.

В развитии курса предусматривается включение новых упражнений, соответствующих интересам и уровню специальной подготовки учеников.

V. ЛИТЕРАТУРА
Основная:

  1. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.,1950.
  2. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М., 2005.
  3. Ли Н. Основы учебного академического рисунка. М., 2006.
  4. Тихонов С.В., Демьянов В.Г., Подрезков В.Б. Рисунок. Серия: Специальность «Дизайн». М., 2006

Дополнительная:

  1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М., 1985.
  2. Беда Г.В. Изобразительные качества линии и штриха в наброске и тональном рисунке. Краснодар, 1979.
  3. Беда Г.В. Учебный натюрморт. Задачи и процесс изображения. Краснодар, 1982.
  4. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М., 2004.
  5. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М., 2002.
  6. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М., 1998.
  7. Лушников Б.В. Рисунок. Портрет: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М., 2004.
  8. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М., 1995.
  9. Учебный рисунок. Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. М., 2003.
  10. Н.Н.Волков «Цвет в живописи» М., «Искусство» 1985
  11. Беда Г. Живопись М 1977.
  12. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта.
  13. Ганжало Т. Живопись в первом (2-4) классе ДХШ. Журнал «Юный художник» № 8,9,10/89 , № 9/90
  14. Пучков А., Триселев А. Методика работы над натюрмортом.
  15. Сокольникова Н. Основы живописи. Обнинск «Титул» 1989. разработчик Колпакова Н.П. 25
  16. Хидеяки Чидзиива «Гармония цвета» М., Астрель, 2003
  17. Школа изобразительного искусства в 10 выпусках, М., 1988
  18. Яшухин А.П. Живопись М.,1985

Рекомендуемая литература для преподавателя:

1. Алексеев С. Элементарный курс цветоведения. М.- Л., 1939
2. Беда Г. Цветовые отношения и колорит. Краснодарск, 1967
3. Белютин Э. Начальные сведения о живописи. М., 1955
4. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М., 1986
5. Иоагансон Б. О живописи. М., 1960
6. Кальнинг А. Акварельная живопись. М. 1961
7. Михайлов А. Искусство акварели: учебное пособие М.,1995
8. Порсин Ю. Руководство по работе акварельными красками. Л.1960
9. Смирнов Г. Живопись М., 1975
10. Шегаль Г. Колорит в живописи М., 1957
Литература для детей:
1.Калинина Т., Юсупова И. Путешествие с красками М.,1998
2.Начинающему художнику. Как писать акварелью. М., АСТ, Астрель, 2002
3.Начинающему художнику. Как нарисовать воду. М., АСТ, Астрель, 2002
4.Начинающему художнику. Как рисовать натюрморт. М., АСТ, Астрель, 02
5.Никологорская О. Волшебные краски М.,1997
6.Сингтон А. Искусство М., АСТ, Астрель, 2002
7.Кастерман Ж. Живопись М., АСТ, Астрель, 2002
8.История западной живописи. Живопись. М., АСТ, Астрель, 2002

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (основные понятия)

Валеры – оттенки тона, дающие последовательную градацию света и тени в пределах одной светосилы.

Гризайль – 1) техника исполнения; 2) произведение, выполненное кистью одной краской (преимущественно черной или коричневой); изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты).

Компоновка – важнейшее средство композиции, закладывающее основы единства всех элементов, целостности изображения, неделимости композиции на самостоятельные части.

Лессировка – художественный прием в живописи, в котором используется прозрачность красок. Лессировки применяют в живописи для придания цвету новых оттенков, иногда для создания нового (производного) цвета, также для усиления или приглушения интенсивности цвета, а также моделировки формы.

Локальный цвет -1) цвет, характерный для окраски данного предмета; постоянно изменяется под воздействием освещения, воздушной среды,
окружающих цветов и т.д. 2) в живописи – взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального выявления цветовых оттенков.

Мазок – след кисти краской, оставляемой на основе. Техника живописи мазками очень разнообразна и зависит от индивидуальной манеры художника, от задачи, которую он перед собой ставит, от особенностей и свойств материала, в котором он работает.

Моделировка – выявление объема, пластики, пространственных качеств изображаемых предметов с помощью светотеневых градаций.

Набросок – беглый рисунок, выполняемый небольшим количеством штрихов, достаточных для наметки основных точек и линий. Как правило в наброске художник в общих чертах фиксирует свой замысел, передавая главные качества натуры, ее пропорции и форму.

Натюрморт – жанр изоискусства, в котором изображаются неодушевленные предметы, организованные в единую группу.

Нюанс – очень тонкий оттенок или очень легкий переход от света к тени и т.п.

Организация постановки натюрморта – подбор и размещение всех компонентов в соответствии с сюжетно-тематической направленностью таким образом, чтобы положение каждого из них среди других выглядело естественным и оправданным. При постановке натюрморта важно соблюсти гармонию и уравновешенность масс, внутреннюю связь цветов и всех предметов.

Рефлекс – высветление теневой поверхности предмета лучами света, отраженными поверхностью других предметов. Яркость и цвет рефлекса
обусловлены окружением предмета.

Светотень – распределение различных по яркости оттенков , позволяющее воспринимать изображаемый предмет объемным, окруженным световоздушной средой.

Теплая цветовая гамма включает в себя все теплые цвета палитры и красочные смеси, полученные на их основе. К теплым цветам относятся все оттенки желтого, оранжевого, красного, кармина, охры и бурого цветов. Теплые цвета создают ощущение тепла. Пространственное свойство теплых цветов заключается в том, что они как бы приближаются к зрителю.

Техника акварели по — сухому состоит в том, что новые слои краски наносятся на предшествующие после того, как те высохнут. Техника работы по — сухому придает определенность контурам и границам цветовых зон и позволяет добиваться изменения колористических оттенков.

Техника акварели по — сырому состоит в том, что новые слои краски наносятся на предшествующие до того, как высохнут предшествующие. Такой способ работы позволяет получить легкие прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. По мере того, как краски растекаются, границы мазков становятся нечеткими, размытыми.

Цветовой тон – колористический элемент тональной шкалы, соответствующий определенной интенсивности того или иного цвета. Каждый цвет заключает в себе целый спектр тонов различной интенсивности.

Холодная цветовая гамма включает в себя все холодные цвета палитры и красочные смеси, полученные на их основе. К холодным цветам относятся все оттенки синего, зеленого, фиолетового и серого цветов. холодные цвета создают ощущение прохлады. Пространственное свойство холодных цветов заключается в том, что они как бы удаляются к зрителю.

Эскиз (франц. esquisse), предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части. В эскизе намечается композиционное построение, пространств, планы, основные цветовые соотношения будущего произведения.

Этюд – работа, выполненная с натуры. Нередко этюд имеет самостоятельное значение. Иногда он является упражнением, в котором художник
совершенствует свои профессиональные навыки. Этюды могут служить вспомогательным и подготовительным материалом при создании
произведений.

A la prima – худ.прием в живописи, состоящий в том, что картина пишется без предварительных прокладок и подмалевок.