Рисунок2018-06-21T14:09:56+00:00

Рисунок

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины "РИСУНОК"

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.Рисунок является базовой дисциплиной, выполняющей ряд функций, без осуществления которых в наше время невозможно формирование полноценного специалиста широкого профиля. Процесс подготовки ученика к такими дисциплинами как компьютерная графика, проектирование, история искусств , начертательная геометрия, живопись, скульптура и др. Обучение рисунку складывается из составляющих, включающих в себя:

  • знание учениками — будущими специалистами исторических и современных особенностей и возможностей графики;
  • важнейшего для профессии навыка уверенно и свободно выражать свою мысль различными графическими средствами.

1. Цель курса

Изначальная цель в обучении учеников – будущих художников средствами рисунка заключается в развитии общей художественной культуры; в формировании личностных качеств будущего специалиста.

2. Задачи курса.

В связи с тем, что учебная программа «Рисунок» совместно с другими дисциплинами, формирует личностные качества, позволяющие всесторонне
осмысленно решать художественные, технологические и конструктивностроительные задачи, а также в подготовке к профессиональной деятельности
развивает объемно-пространственное и художественно-композиционное мышление

  1. Ознакомить учеников с теоретическими и методическими основами академического рисунка. В связи с поставленной целью приоритет отдается
    конструктивному рисунку со вспомогательной проработкой светотени.
  2. Сформировать у учеников умение работать в различных графических техниках, ознакомить их с особенностями графических материалов.
  3. В задачи обучения входит формирование понятия у учеников о формообразовании с помощью тональных отношений, о различных аспектах
    графической подачи проекта.

3. Методы обучения

Для решения поставленных задач и достижения цели курса в учебном процессе применяется целый комплекс методов (информационнорецептивного, репродуктивного, проблемного изложения, эвристического), методических приемов и средств обучения (словесных, наглядных, практических).

Эти методы, приемы и средства обоснованы в многочисленных исследованиях отечественной и зарубежной педагогических школ. Получаемые
на практических занятиях знания углубляются в процессе учебы. В ходе развивается аналитическое мышление.

Во время аудиторных занятий преподаватель обеспечивает достаточную самостоятельность и активность учеников. Для успешной организации,
преподаватель постоянно анализирует результаты своей деятельности и деятельности учеников, сопоставляет достигнутый уровень с планируемым и
определяет корректировки для дальнейшего учебного процесса.

4. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс «Рисунок» тесно взаимосвязан с такими дисциплинами как проектирование, начертательная геометрия, живопись, история искусств, скульптура и многими другими. 

Требования к уровню освоения содержания курса

Ученик должен знать:

  • теоретические и методические основы рисунка,
  • особенности графических техник.

Ученик должен уметь:

  • изображать объемные формы с натуры, осознавая принципы их конструктивного построения, соблюдая пропорции и взаимное расположение отдельных элементов;
  • передавать состояние натуры в зависимости от условий освещения и среды;
  • передавать объемность, пространственное положение, материальность предметов графическими средствами.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

В основе подготовки учеников лежит реалистический рисунок. В обучения рисунку раскрывается его роль как средства познания окружающего
мира, как действенного инструмента для решения различных творческих задач, как образного языка дизайнера.

Основные задачи курса рисунка связаны с необходимостью для учеников решать сложные изобразительные профессиональные задачи как при
выполнении заданий по проектированию, так и в дальнейшей творческой деятельности. Содержание курса, его цель и задачи определены в соответствии с местом и значением дисциплины в общей системе профессионального образования. Рисунок в школе дает базовую подготовку для успешной работы учащихся по всем специальным дисциплинам. Этот курс следует за первой ступенью системы – подготовкой до вуза и укладывается в семь лет обучения в школе.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД РИСУНКОМ 

Сознательное построение объемной формы на плоскости листа требует определенной последовательности в работе.

Умение работать последовательно развивается у учащихся постепенно. Оно появляется вместе со способностью критически оценивать свой рисунок на основе постоянного сравнения его с натурой.

Но для того чтобы анализировать натуру, требуется, в свою очередь, известный профессиональный опыт, которого еще нет у учеников младших
классов. Они, как правило, рисуют эмоционально, ни над чем не задумываясь, как они привыкли делать это еще до школы. Поэтому в их рисунках много случайного, мешающего нормальному ходу работы, что, конечно, сказывается на ее результатах.

Неуверенность в своих силах, появляющаяся после ряда неудачных попыток изобразить предмет «как в натуре», может надолго задержать нормальное развитие ученика и снизить его интерес к рисованию.

Поэтому на первых порах лучше заставлять учеников вести работу по определенному плану, предлагаемому преподавателем, и только после
удовлетворительного решения одного этапа рисунка преподаватель может разрешить ученику переходить к следующему этапу.

Расчленение процесса работы над рисунком, особенно в начале обучения, на отдельные этапы, органически связанные с основными принципами
учебного рисования, имеет еще одно практическое значение. Ученики младших классов рисуют очень быстро. Не обладая способностью критически
относиться к своей работе, не замечая своих ошибок, они торопятся скорее подвести рисунок к концу. Расчленение рисунка на его логические этапы
помогает им понять поставленные задачи, дисциплинирует их внимание и систематизирует работу. Ученикам разъясняется заранее, какие конкретные задачи решаются на каждом этапе рисунка, также указывается примерное время исполнения каждой задачи.

Привыкнув вести работу по этапам, ученик начинает понимать, что рисовать — это не просто копировать модель, что рисунок прежде всего требует
внимательного и последовательного изучения натуры, что каждый штрих, проведенный по бумаге, не может быть случайным, а должен быть заранее
обдуман и решен.

Усвоение учащимися основных принципов рисования в младших классах школы затруднено теми необходимыми условностями, которые ученик должен понять, например, условно представлять себе лист как пространство, рисовать не линией, а формой и т. п. Переходя от задания к заданию, ученик преодолевает эти трудности, и чем скорее происходит процесс преодоления, тем большая последовательность появляется в его работе.

Ученик начинает сознательней подходить к стоящим перед ним задачам и понимать принцип объемного рисования. Указанный порядок ведения рисунка перестает быть сдерживающим фактором и делается естественным, единственно возможным способом рисования с натуры.

Все это убеждает нас в необходимости разделения процесса учебного рисунка на отдельные, логически вытекающие один из другого этапы.

Разделение процесса на этапы дает возможность педагогу выяснить, какая часть работы над изображением формы больше всего затрудняет ученика, а следовательно, дает возможность и вовремя прийти ему на помощь. Учебный рисунок делится на этапы в соответствии с основными программными положениями работы над рисунком: «От общего к частному и от частного к общему, с последующим синтезом того и другого».

Первый этап, о котором мы уже упоминали, — это компоновка, то есть размещение будущего рисунка на листе.

Ученик должен представлять, где и как будет размещено на листе изображение.

Умение целостно смотреть на натуру облегчает ученику решение задачи компоновки.

Компоновка производится в определенной последовательности. Первое, что нужно сделать, — установить размер будущего изображения исходя из
размера заданного листа бумаги и расстояния рисующего от модели. Если размер изображения заранее задан, эта задача отпадает. Затем устанавливается направление движения всей массы натуры (вверх, вниз, направо, налево или в глубину), «рисовать… движение форм». Следующей задачей будет нахождение такого места на листе, где изображение получилось бы органически связанным с остающимися незаполненными полями листа, составляло бы одно целое с ними. При этом учитываются силуэт всей массы натуры и отношения размеров затемненных и освещенных ее частей (ритмы темного и светлого).

При компоновке рисунка может возникнуть дополнительная задача—нахождение композиционного центра.

В намеченной общей массе натуры определяется местоположение отдельных главных ее форм. При этом ученику приходится следить внимательно за точностью размерных отношений этих форм, а также за их взаимосвязью и правильностью их перспективного построения.

Для того чтобы иметь возможность более правильно судить о компоновке рисунка, найденных пропорциях и характере общей массы натуры, иногда
бывает необходимо легко прокрыть тоном тени, лежащие на поверхностях формы, которые направляются в глубину. Следует отметить, что учащиеся,
особенно младших классов, не вполне сознают значение компоновки для последующей работы над рисунком и уделяют ей сравнительно мало  внимания.

Между тем торопливость на этом этапе работы приводит в дальнейшем к значительным переделкам рисунка.

Чтобы не портить поверхность рабочего листа в поисках композиции рисунка, учащиеся предварительно должны делать эскизы компоновки. Для
этого рекомендуется искать компоновку через прорезанное в отдельном листке бумаги небольшое прямоугольное отверстие, пропорциональное формату рабочего листа.

Взглядывая через прорезь на натуру и передвигая перед глазами листок с прорезью в стороны, а также от себя и к себе, можно быстро найти наилучшее расположение рисунка в листе. 

Второй этап (построение формы) также предполагает определенный порядок работы: от большего к меньшему, от целого к деталям.
Общими задачами для любого построения будут: нахождение линии горизонта, точек схода и линий их пересечений, определение плоскостей,
лежащих параллельно картинной плоскости, и плоскостей, уходящих в глубину, и т. д., то есть всего, что относится к наглядной перспективе, а также
уточнение размерных отношений объемов. Построение ведется от руки и на глаз легкими штрихами и вспомогательными линиями, которые по
исчезновении в них надобности уничтожаются.

Затем, продолжая работу над рисунком, ученик переходит к построению меньших форм, учитывая все время их местоположение и размеры по
отношению к более крупным формам и к целому и намечая при этом (очень легко) собственные и падающие тени.

В этой стадии работы над рисунком на форме, нанесенной легкой светотенью, еще отсутствуют блики, полутона и рефлексы, то есть то, что
может создать впечатление полной объемности формы, ее рельефа и ее фактуры. Но уже поэтому пока еще очень условно объемному изображению можно лучше судить о правильности отношений размеров и расположении форм, составляющих всю массу натуры.

Последняя проверка пропорций должна быть произведена именно сейчас, перед переходом к следующему этапу работы.

Проверку эту следует производить, обязательно отставив от себя рисунок и, очень быстро взглядывая с постоянной точки зрения на натуру и на рисунок, как бы сопоставляя их, искать различие между рисунком и натурой. Быстрота проверки приобретает существенное значение в связи с тем, что полученное в глазу изображение натуры и сделанного в рисунке удерживается в нем очень ненадолго. Сопоставлять следует формы большие и малые, взятые вместе и отдельно, ориентируясь все время на целое. Найденные ошибки должны быть немедленно исправлены.

По окончании построения перед учеником возникает задача сделать изображение более конкретным, приблизить его к натуре. Для этого надо, как
говорят, выявить или вылепить форму. В этом и заключается содержание следующего этапа работы над учебным рисунком.

Третий этап (выявление формы) требует полного тонального разбора натуры. Понимание того, что тон в натуре есть степень освещенности разных
поверхностей формы, помогает ученику в решении этой задачи. Тон прокладывают постепенно, начиная с самых темных мест. Все время
сравнивая и определяя отношения темных частей, ученик постепенно переходит к полутонам, то есть к тем местам, где свет ложится на поверхности
форм под разными углами. Накладывая тон, ученик лепит форму, учитывая при этом не только углы отражения света, но и расстояние данной поверхности от источника света, а также ее окрашенность. Одновременно определяется степень освещенности пространства позади натуры, иначе говоря, частично прокрывается тоном и фон.

Постепенно переходя от главных частей формы к деталям, ученик должен добиваться точности тональных отношений, сопоставляя и отделяя
второпланное от первопланного, выражая тональные различия более резко в свету и мягко в тени. Блики должны оставаться не тронутыми карандашом. Вся градация тонов распределяется от самого темного пятна до белого цвета бумаги.

Работа тоном идет одновременно по всей форме, которая вылепляется до ее видимых границ. Одновременно разрабатывается тоном и пространство,
окружающее форму (фон). Определением «касаний» границ формы с фоном заканчивается выявление формы в рисунке.

Четвертый этап работы (обобщение) — завершение рисунка. Работа на этом этапе основана на способности ученика отделять главное от
второстепенного. До сих пор работа шла от общего к частному, от определения общей массы натуры к выявлению деталей. Теперь перед учеником стоит задача—собрать весь рисунок в одно целое, для чего необходимо второстепенное подчинить главному, то есть опять провести кое-какую работу над деталями, но уже в порядке их обобщения. Это обобщение может быть проведено учеником только на основе его умения целостно видеть натуру и понимания характера и особенностей модели.

Последнее замечание относится, главным образом, к рисунку головы и фигуры человека.

Предлагаемая разбивка рисунка на этапы, обеспечивающая плановость в работе, создает у начинающего ученика уверенность в правильности решения выполняемого им задания, сохраняет драгоценное учебное время и гарантирует свежесть рисунка.

ЗАКОНЧЕННОСТЬ УЧЕБНОГО РИСУНКА

Из требования последовательности в работе вытекает и программное требование законченности рисунка.

Где и на каком этапе работы можно считать учебный рисунок законченным?

Ошибочно было бы полагать, что законченность рисунка определяется отработанностью деталей. Подобный критерий завел бы учебный рисунок в
бессмысленный натурализм. 

Мы довольно часто слышим от учеников старших классов: «Мне кажется, что я рисунок кончил. Что же мне делать дальше?». А в младших классах
задолго до истечения времени, отведенного на выполнение задания, ученик откладывает свою работу и говорит уверенно и убежденно: «Я свой рисунок совсем закончил».

Преподаватель должен немедленно решить, действительно ли рисунок окончен или надо продолжить над ним работу.

Чистяков писал: «… окончить (вовремя и на той грани, где и как надо кончить. — А. Б.) может лишь тот, кто много и правильно упражнялся… в
тонкости разрешения задачи»1. Здесь Чистяков указывает на то, что в каждом рисунке имеется своя основная задача и что к решению этой задачи можно подойти лишь на основе правильной последовательности в работе.

Необходимым критерием для суждения о законченности учебного рисунка является решение именно этой основной задачи, определяемой заданием.
В учебной программе задания по рисунку расположены по нарастающей степени сложности; соответственно повышаются из года в год и требования к качеству исполнения рисунка. Поэтому педагогически правильным будет считать рисунок оконченным в том случае, если в нем решено основное
содержание задания и если исполнение рисунка отвечает требованиям данного класса2. Поэтому педагог обязательно должен перед началом работы раскрыть учащимся содержание задания.

Умением правильно вести работу над рисунком ученик овладевает на основе приобретаемых знаний и навыков и постоянно накопляемого опыта. Но
гораздо сложнее научить той «тонкости решения задачи», о которой говорит Чистяков, пониманию, «где и как надо кончить» рисунок.

Такое понимание есть результат систематического воспитания умения «целостно видеть» натуру и, исходя из него, критически оценивать свой
рисунок. В конечном итоге, и прежде всего это и есть умение, заканчивая рисунок, выделить самое главное и подчинить ему второстепенное. Таким
образом, вторым (и более высоким) критерием для суждения о законченности рисунка как для педагога, так и для ученика, должна быть целостность
изображения.

II. Перечень практических заданий для аудиторной работы с 1 класса по 7 класс.
Учебные постановки по месяцам на каждый календарный год

Класс, формат 2работы Содержание задания Цель Учебные задачи Время
выполнения
(ч)
1 класс
1. 1 класс А3 Рисунок листка, лежащего
на горизонтальной
плоскости.
Формат листа А-3
(2 положения)
Компоновка простейшей формы на
листе бумаги
1.Изучить особенности линейной
перспективы;
4
2. 1 класс
А2
Рисунок объемного
геометрического
прозрачного куба, в позже
вписывание в прозрачный
куб.
Формат листа А-2
Формирование знания целостного
восприятия геометрической формы
1.Сформировать знания, умения и
навыки графического изображения
прозрачного куба
4
3. 1 класс
А2
Рисунок объемных
геометрических фигур,
лежащих на плоскости на
различном уровне по
отношению к линии
горизонта (Куб и шар,
цилиндр и пирамида)
Формат листа А-2
Формирование знания целостного
восприятия 2 объемных
геометрических фигур, выявление
образной сути изображения,
умения и навыков быстрого
изображения геометрических
фигур на плоскости листа.
1.Изучить особенности линейной
перспективы;
2.Сформировать знания, умения и
навыки графического изображения
объемных различных по форме и высоте
геометрических фигур, лежащих на
плоскости на различном уровне по
отношению к линии горизонта в процессе
создания конструктивного линейного
рисунка
16
4. 1 класс
А2
Линейный
конструктивный рисунок
натюрморта из 3 простых
геометрических тел (Куб и
шар, цилиндр)
Формат листа А-2
Формирование знания целостного
восприятия 3 объемных
напоминающих геометрические
фигуры, выявления их образной
сути при изображении, умения и
навыков быстрого изображения
фигур на плоскости листа
1.Закрепить навыки конструктивного
построения 3 объемных геометрических
фигур;
2. Сформировать представление о
закономерностях распределения светотени
на объемных геометрических
фигурах и округлых телах;
3.Передать особенности лепки объемной
формы, пространственное положение
этих предметов на плоскости формата .
12
5. 1 класс Копия натюрморта из
геометрических форм
Прежде чем начинать делать
длительную работу с тональным
разбором, нужно пройти этап копии
работы из методического фонда или
работы старых мастеров (из
материала который предлагает
педагог).
Как можно точно повторить копию. 10
6. 1 класс
А2
Тональный рисунок
натюрморта из 5 простых
геометрических тел (Куб
и шар, цилиндр, пирамида,
.трехгранная пирамида)
Формат листа А-2
Формирование знания целостного
восприятия 5 объемных
геометрических фигур, выявления
их образной сути при изображении,
умения и навыков
последовательного изображения 5
различных по форме и размеру
геометрических фигур на плоскости
листа. Формирование среды.
1.Закрепить навыки конструктивного
построения 5 объемных геометрических
фигур:
2.Сформировать представление о
закономерностях распределения светотени
на объемных геометрических
фигурах и округлых телах;
3.Передать особенности лепки
объемной формы, пространственное
положение этих предметов на
плоскости листа бумаги формат А-2
16
7. 1 класс Копия натюрморта из
предметов быта простой
формы, разных по
размеру, объему и
фактуре.
Прежде чем начинать делать
длительную работу с тональным
разбором, нужно пройти этап копии
работы из методического фонда или
работы старых мастеров (из
материала который предлагает
педагог).
Как можно точно повторить копию. 10
8. 1 класс
А2
Тональный рисунок
натюрморта из предметов
быта простой формы,
разных по размеру,
объему и фактуре.
Формат листа А-2
Формирование знания целостного
восприятия разных по размеру
предметов простой формы, умения
и навыков графического изображения
натюрморта, входящих в
него предметов быта и
драпировок. Формирование среды.
1.Разъяснить принципы построения и
последовательности выполнения рисунка
орнамента;
2. Научить компоновать изображение
на листе бумаги;
3. Приучить видеть общие очертания
орнамента и его детали и выявлять его
форму, характер и рельеф с помощью
светотени.
20
Всего часов 90
2 класс
1. 2класс Копия драпировки Прежде чем начинать делать
длительную работу с тональным
разбором, нужно пройти этап копии
работы из методического фонда или
работы старых мастеров (из
материала который предлагает
педагог).
1 Как можно точно повторить копию. 20
2. 2 класс
А2
Драпировка,
проработанная тоном
Формат листа А-2
Формирование пространственного
мышления
1. Научить лепки формы складок 10
3. 2класс
А2
Светотеневой рисунок
гипсовой капители
Формат листа А-2
Формирование пространственнообразного
мышления, средствами
гипсовой капители, знаний, умений
и навыков изображения всех ее
составляющих.
1.Научить воспринимать гипсовую
капитель целостно по форме, величине,
тональности, а также различать и
передавать графически по отдельности
все ее составляющие элементы в
перспективе;
2.Привить первоначальные умения и
навыки в изображении подобных объектов,
используя изобразительные
возможности линии и тона.
20
4. 2класс
А2
Конструктивный рисунок
натюрморта с гипсовой
вазой и драпировкой
Формат листа А-2
Формирование знания целостного
восприятия натюрморта с
гипсовой вазой и драпировкой,
умения и навыков изображения
гипсовой вазы и драпировки
Формирование знания целостного
восприятия натюрморта с гипсовой
вазой и драпировкой, умения и навыков
изображения гипсовой вазы и
драпировки
6
5. 2класс
А2
Тональный рисунок
натюрморта с гипсовой
вазой и драпировкой
Формат листа А-2
Формирование знания целостного
восприятия натюрморта с
гипсовой вазой и драпировкой,
умения и навыков изображения
гипсовой вазы и драпировки
Формирование знания целостного
восприятия натюрморта с гипсовой
вазой и драпировкой, умения и навыков
изображения гипсовой вазы и
драпировки
20
6. 2класс
А2
Разетка (тональный
рисунок т.е. трилистник )
Формат листа А-2
Формирование пространственнообразного
мышления, средствами
знаний, умений и навыков ее
изображения.
1 .Закрепить умение анализировать
декоративную деталь;
2.Разъяснить принципы построения
архитектурной детали в ее графическом
изображении.
16
7. 2класс
А2
Конструктивный рисунок
сложного натюрморта
Формат листа А-2
Формирование знания целостного
восприятия натюрморта сложного,
умения и навыков изображения
драпировки и стоящих предметов
Формирование знания целостного
восприятия натюрморта с гипсовой
вазой и драпировкой, умения и навыков
изображения гипсовой вазы и
драпировки
8
8. 2класс
А2
Тональный рисунок
сложного натюрморта
Формат листа А-2
Формирование знания целостного
восприятия натюрморта сложного,
умения и навыков изображения
гипсовой вазы и драпировки
Формирование знания целостного
восприятия натюрморта с гипсовой
вазой и драпировкой, умения и навыков
изображения гипсовой вазы и
драпировки
12
9. 2класс
А2
Тональный рисунок
натюрморта с вазой и
драпировкой
Формат листа А-2
Формирование знания целостного
восприятия натюрморта с вазой и
драпировкой, умения и навыков
изображения гипсовой вазы и
драпировки
Формирование знания целостного
восприятия натюрморта с гипсовой
вазой и драпировкой, умения и навыков
изображения гипсовой вазы и
драпировки
24
10. 2класс
А4
Наброски табуретов Умение брать пропорции Формирование знания целостного
восприятия постановки
10
Всего часов 146
3 класс
1. 3 класс Копия натюрморта из
предметов быта простой
формы, разных по
размеру, объему и
фактуре.
Прежде чем начинать делать
длительную работу с тональным
разбором, нужно пройти этап копии
работы из методического фонда или
работы старых мастеров (из
материала который предлагает
педагог).
Как можно точно повторить копию 10
2. 3 класс
А1
Тональный рисунок
натюрморта с прялкой и
драпировкой
Формирование знания целостного
восприятия натюрморта с прялкой
и драпировкой. Формирование
среды
Показать пространство. фактуру в
натюрморте
16
3. 3 класс
А1
Тональный рисунок
натюрморта с самоваром
и драпировкой
Формирование знания целостного
восприятия натюрморта с
самоваром и драпировкой, умения и
навыков изображения их.
Формирование среды
1 .Закрепить умение анализировать
декоративную деталь;
2. Формирование пространственнообразного
мышления, средствами
знаний, умений и навыков ее
изображения.
56
4. 3 класс
А1
Конструктивный
светотеневой рисунок
обрубовочного черепа
головы, два поворота.
Формирование знаний
пластической анатомии и закономерностей
в выполнении
обрубовочного рисунка гипсового
черепа головы , умений и навыков
его изображения в двух положениях
1. Разъяснить принципы изображения
деталей обрубовочного гипсового
черепа головы;
2. Обучить приемам графического
изображения обрубовочного гипсового
черепа головы в двух положениях.
14
5. 3 класс
А2
Конструктивный
светотеневой рисунок
обрубовочной гипсовой
головы два поворота
Формирование знаний
пластической анатомии и закономерностей
в выполнении
обрубовочного рисунка гипсовой
головы , умений и навыков его
изображения в двух положениях
1. Разъяснить принципы изображения
деталей обрубовочной гипсовой головы;
2. Обучить приемам графического
изображения обрубовочной гипсовой
головы в двух положениях.
12
6. 3класс
А3 на
каждый
поворот или
все на А1
Конструктивный
светотеневой рисунок
гипсовых слепков частей
лица (глаз, губы, нос, ухо)
Формат листа А-1
Познать закономерности
строения и методы изображения
деталей гипсовых слепков частей
лица (глаз, губы, нос, ухо)
1. Разъяснить принципы изображения
отдельных деталей головы человека —
гипсовых слепков глаза, губ, носа,
уха;
2. Обучить приемам графического
изображения отдельных деталей головы
человека — гипсовых слепков глаза,
губ, носа, уха, их конструктивноанатомической
формы с различных
точек зрения.
32
7. 3 класс Копия маски Прежде чем начинать делать
длительную работу с тональным
разбором, нужно пройти этап копии
работы из методического фонда или
работы старых мастеров (из
материала который предлагает
педагог).
Как можно точно повторить копию. 10
8. 3 класс А2 Рисунок гипсовой маски
(Венера)
Формат листа А-2
Формирование знаний закономерностей
в выполнении
гипсовой маски, умений и навыков
изображения, характерных для неѐ
особенностей. Формирование
среды.
1. Разъяснить принципы изображения
гипсовой маски (Венера);
2. Обучить приемам графического
изображения гипсовой маски (Венера) с
учетом индивидуальных особенностей в
портрете.
24
Всего часов 164
4 класс
1. 4класс А2 Рисунок гипсовой маски
(Гермеса или Венеры)
Формат листа А-2
Формирование знаний закономерностей
в выполнении
гипсовой маски, умений и навыков
изображения, характерных для неѐ
особенностей.
1. Разъяснить принципы изображения
гипсовой маски (Гермеса или Венеры);
2. Обучить приемам графического
изображения гипсовой маски (Венера) с
учетом индивидуальных особенностей в
портрете.
26
2. 4 класс Копия гипсовой головы Прежде чем начинать делать
длительную работу с тональным
разбором, нужно пройти этап копии
работы из методического фонда или
работы старых мастеров (из
материала который предлагает
педагог).
Как можно точно повторить копию. 10
3. 4класс
А2
Рисунок гипсовой головы
(Аполлон), (Антиной)
Формат листа А-2
Формирование знаний закономерностей
в выполнении
гипсовой головы (Аполлон),
(Антиной), умений и навыков
изображения, характерных для неѐ
особенностей.
1. Разъяснить принципы изображения
гипсовой головы (Аполлон), (Антиной);
2. Обучить приемам графического
изображения гипсовой головы
(Аполлон), (Антиной), с учетом
индивидуальных особенностей в
портрете.
32
4. 4класс
А2
Рисунок гипсовой
женской головы
(Афродита, Венера), и т.д.
Формат листа А-2
Формирование знаний закономерностей
в выполнении
гипсовой женской головы, умений
и навыков изображения,
характерных для неѐ особенностей.
1. Разъяснить принципы изображения
гипсовой головы;
2. Обучить приемам графического
изображения гипсовой женской головы
(Афродита), с учетом индивидуальных
особенностей в портрете.
36
5. 4класс
А2
Рисунок гипсовой головы
в сложном ракурсе
(Римский сенатор)
Формат листа А-2
Формирование знаний закономерностей
в выполнении
гипсовой головы в сложном
ракурсе, умений и навыков
изображения, характерных для неѐ
особенностей. Формирование
среды.
1. Разъяснить принципы изображения
гипсовой головы (Вольтер);
2. Обучить приемам графического
изображения гипсовой головы в
сложном ракурсе, с учетом
индивидуальных особенностей в
портрете.
24
6. 4класс
А2
Рисунок гипсовой головы,
(Сократ) (изображение
мышечной структуры
плечевого пояса)
Формат листа А-2
Формирование знаний закономерностей
в выполнении
гипсовой головы (Сократ), умений
и навыков изображения,
характерных для неѐ особенностей.
1. Разъяснить принципы изображения
гипсовой головы (Сократ);
2. Обучить приемам графического
изображения гипсовой головы с учетом
индивидуальных особенностей в
портрете.
28
Всего часов 146
5 класс
1. 5 класс Копия гипсовой головы Прежде чем начинать делать
длительную работу с тональным
разбором, нужно пройти этап копии
работы из методического фонда или
работы старых мастеров (из
материала который предлагает
педагог).
Как можно точно повторить копию. 10
2. 5класс
А2
Рисунок гипсовой головы
в сложном ракурсе (
Вольтер)
Формат листа А-2
Формирование знаний закономерностей
в выполнении
гипсовой головы в сложном
ракурсе, умений и навыков
изображения, характерных для неѐ
особенностей.
1. Разъяснить принципы изображения
гипсовой головы (Вольтер);
2. Обучить приемам графического
изображения гипсовой головы в
сложном ракурсе, с учетом
индивидуальных особенностей в
портрете
24
3. 5 Класс
А2
Рисунок гипсовой головы,
(Гомер) (изображение
мышечной структуры
плечевого пояса)
Формат листа А-2
Формирование знаний закономерностей
в выполнении
гипсовой головы (Гомер), умений и
навыков изображения, характерных
для неѐ особенностей.
Формирование среды.
1. Разъяснить принципы изображения
гипсовой головы (Гомер);
2. Обучить приемам графического
изображения гипсовой головы с учетом
индивидуальных особенностей в
портрете.
24
4. 5 класс
А2
Скелет. Конструктивный Формирование знаний, закономерностей
в выполнение
анатомии человека
1. Разъяснить принципы изображения 8
5. 5класс
А5,А4
Наброски Краткосрочные наброски, человека,
интерьера
10
6. 5класс
А2
Рисунок гипсовой головы
в сложном ракурсе
(Римский сенатор)
Формат листа А-2
Формирование знаний закономерностей
в выполнении
гипсовой головы в сложном
ракурсе, умений и навыков
изображения, характерных для неѐ
особенностей.
1. Разъяснить принципы изображения
гипсовой головы ;
2. Обучить приемам графического
изображения гипсовой головы в
сложном ракурсе, с учетом
индивидуальных особенностей в
портрете.
24
7. 5класс
А1
Экорше- полуфигура
(гипсовая фигура)
Формирование знаний
пластической анатомии и закономерностей
в выполнении
рисунка , умений и навыков изображения
1. Разъяснить принципы изображения н;
2. Обучить приемам графического
изображения
38
8. 5класс
А4
Наброски окружающего
интерьера
8
Всего часов 146
6 класс
1. 6класс А4 Вступление к новой теме
Наброски в интерьере
Общее формирования пропорций в
наброске
8
2. 6 класс Копия гипсовой ступни
или кисти
Прежде чем начинать делать
длительную работу с тональным
разбором, нужно пройти этап копии
работы из методического фонда или
работы старых мастеров (из
материала который предлагает
педагог)
Как можно точно повторить копию. 10
3. 6класс
А1
Конструктивный
светотеневой рисунок
верхних конечностей
человека (гипс и кости
скелета)
Формат листа А-1
Формирование знаний
пластической анатомии и закономерностей
в выполнении
рисунка верхних конечностей
человека (гипс и кости скелета),
умений и навыков их изображения
1. Разъяснить принципы изображения и
анатомического строения верхних
конечностей человека;
2. Обучить приемам графического
изображения верхних конечностей
человека.
32
4. А4 Наброски Общее формирования пропорций в
наброске
4
5. 6класс
А1
Конструктивный
светотеневой рисунок
нижних конечностей
человека (гипс и кости скелета) Формат листа А-1
Формирование знаний
пластической анатомии и закономерностей
в выполнении
рисунка нижних конечностей человека (гипс и кости скелета),
умений и навыков их изображения
1. Разъяснить принципы изображения и
анатомического строения нижних
конечностей человека;
2. Обучить приемам графического изображения нижних конечностей человека.
32
6. 6класс
А2
Гипсовые ноги Общее формирования пропорций в
наброске
Разъяснить принципы
изображения и анатомического
строения нижних конечностей
человека;
32
7. 6 класс Копия полуфигуры Прежде чем начинать делать
длительную работу с тональным
разбором, нужно пройти этап копии
работы из методического фонда или
работы старых мастеров (из
материала который предлагает
педагог).
Как можно точно повторить копию. 10
8. 6класс
А1
Конструктивный
светотеневой рисунок
полуфигуры человека
Формат листа А-1
Формирование знаний
пластической анатомии и закономерностей
в выполнении
рисунка полуфигуры., умений и
навыков ее изображения
1. Разъяснить принципы изображения и
анатомического строения фигуры
человека.;
2. Обучить приемам графического
изображения фигуры .
28
Всего часов 156
7 класс
1. 7класс
А1
Фигура Лучника Формирование умений анализировать
особенности
анатомического строения
1 .Научить передавать характерные
особенности формы и пластики тела в
зависимости от пола;
2.Закрепить ранее полученные умения и
навыки графического изображения.
32
2. 7класс
А4
Краткосрочный рисунок
фигуры (гипсовой)
Умение анализировать данный вид
заданий
8
3. 7класс Краткосрочный рисунок
фигуры (модель)
Умение анализировать данный вид
заданий
10
4. 7класс
А2
Краткосрочный рисунок Цель изучения конечностей в
движении, а также передачу
характера их формы.
Рисунок ног и рук выполняется
отдельно на двух полулистах в размере,
несколько меньше натуры , без фона. В
двух положениях.
25
5. 7класс
А2
Наброски фигуры
человека в интерьере
Формат листа А-1
Формирование умений анализировать
особенности
анатомического строения
обнаженного человека в
интерьере
1 .Научить передавать в набросках
характерные особенности формы и
пластики обнаженного человека в
интерьере.
16
6. 7 класс Копия человека Прежде чем начинать делать
длительную работу с тональным
разбором, нужно пройти этап копии
работы из методического фонда или
работы старых мастеров (из
материала который предлагает
педагог).
Как можно точно повторить копию. 10
7. 7класс
А1
фигура человека в
интерьере
Формат листа А-1
Формирование умений анализировать
особенности
анатомического строения
человека в интерьере
Научить передавать в набросках
характерные особенности формы и
пластики человека в интерьере.
32
8. 7 класс Копия обнаженной
фигуры
Прежде чем начинать делать
длительную работу с тональным
разбором, нужно пройти этап копии
работы из методического фонда или
работы старых мастеров (из
материала который предлагает
педагог)
Как можно точно повторить копию. 10
9. 7класс А2 Обнаженная фигура Задание начинаются с коротких
набросков модели в разных
поворотах с целью
предварительного изучения ее.
Формирование среды.
Рисунок выполняется с легким
фоном. Для того чтобы добиться
впечатления погруженности фигуры
в пространстве
25
Всего часов 168

III. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

1. Формы контроля

Для контроля знаний учеников проводится еженедельный просмотр работ, аттестационный предварительный просмотр в середине семестра и
итоговый просмотр в конце семестра или экзамен.

Еженедельный просмотр академических работ проводится индивидуально с каждым учеником после того, как даны указания по ходу текущего занятия. Анализируются ошибки в представленных работах.

Наиболее удачные рисунки и работы с типичными ошибками демонстрируются всей группе и обсуждаются. Это позволяет наглядно показать, к чему надо стремиться в работах, снижается возможность допущения грубых ошибок в последующем. Учащиеся получают методические советы, им рекомендуется литература, альбомы, наглядные пособия, которые помогут закрепить те или иные умения и навыки.

2. Конечные результаты освоения курса

Практическая работа выполняется в течение десяти семестров, в конце каждого из которых ученик выставляет все свои работы, т.е. формирует
экспозицию, что также является важным моментом в обучении.

На просмотр ученики представляют: 6-7 аудиторных работ и не менее 20 листов учебных краткосрочных рисунков, набросков и зарисовок, выполненных в аудитории под руководством преподавателя.

Кроме того, в конце полугодия в аудиторных условиях выполняется контрольная постановка(без помощи педагога).

3. Критерии оценки работ:

  1. Композиционное решение;
  2. Решение поставленных учебных задач;
  3. Передача характера и пропорций изображаемого объекта;
  4. Лаконичность изображения;
  5. Выразительность;
  6. Уровень владения графической техникой;
  7. Художественная стилистика, раскрывающая идею творческой работы.

IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Практическое освоение дисциплины осуществляется посредством целенаправленного систематического выполнения учебных рисунков,
набросков и зарисовок. Основу содержания программы по курсу «Рисунок» составляет описание совокупности задач, решение которых содействует
достижению цели.

Опорными понятиями в процессе обучения являются: тон, тоновые отношения, элементы светотени, закономерности световоздушной перспективы, и т.п., которые раскрываются в их теоретическом и практическом измерениях.

Курс начинается с определения целей и задач предмета «Рисунок», его роли, его связи с другими дисциплинами и краткого обзора общего объема работы. Далее изучаются графические изобразительные средства, осваиваются выразительные свойства линии, основные приемы карандашной штриховки, особенности зрительного восприятия, рассматриваются основные виды зрительных иллюзий.

Учащиеся знакомятся с понятием перспективы и характером светотени, последовательностью выполнения светотеневого рисунка. Далее переходят к тональному изображению, и выполняется длительный тональный рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом. Необходимо также научить их анализировать формообразование складок. Для этого в этот же натюрморт включается драпировка.

Предлагаемые программой задания охватывают различные аспекты графических задач и рассчитаны на подготовку архитекторов к эффективной
работе над клаузурами и развитию навыков беглого рисунка. Специфика дизайнерской деятельности и мышления требует от дизайнера умения четко
формулировать задачу, целенаправленно действовать, лаконичными изобразительными и точными композиционными и графическими средствами
добиваться эффекта наибольшей выразительности решений. Рекомендуемые упражнения предназначены развивать эти способности у учеников.
Задания расположены в порядке от простого к более сложному, от общих понятий к частным решениям, от взаимодействия простейших элементов на плоскости к взаимодействию плоскостей и формированию плоскостями объема. От натюрморта ученики переходят к изображению гипсовой головы. На примере обрубовки ученики осваивают «метод плоскостей». Освоив метод конструктивного анализа и постепенно знакомясь с анатомическим строением различных частей тела человека, студенты выполняют рисунки гипсовых фигур человека и зарисовки с натуры. Рисунок
становится более пластичным. Линейные взаимосвязи простых объемов анализируются мысленно, на листе взаимосвязи частей изображения намечаются засечками. На этапе построения и моделировки работа ведется цельно «от целого к частному». А на этапе обобщения — методом «от частного к целому».

Основная форма обучения рисунку — практические занятия. Наравне с этим перед основными разделами программы и в начале каждого семестра
целесообразно применять лекции-беседы, а перед каждым длительным заданием – беседы-установки. На аудиторных практических занятиях программой предусмотрено выполнение 30-50 набросков за семестр.

В развитии курса предусматривается включение новых упражнений, соответствующих интересам и уровню специальной подготовки учеников.

V. ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.,1950.
  2. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М., 2005.
  3. Ли Н. Основы учебного академического рисунка. М., 2006.
  4. Тихонов С.В., Демьянов В.Г., Подрезков В.Б. Рисунок. Серия: Специальность «Дизайн». М., 2006

Дополнительная:

  1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М., 1985.
  2. Беда Г.В. Изобразительные качества линии и штриха в наброске и тональном рисунке. Краснодар, 1979.
  3. Беда Г.В. Учебный натюрморт. Задачи и процесс изображения. Краснодар, 1982.
  4. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М., 2004.
  5. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М., 2002.
  6. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М., 1998.
  7. Лушников Б.В. Рисунок. Портрет: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М., 2004.
  8. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М., 1995.
  9. Учебный рисунок. Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. М., 2003.