История искусств2018-06-21T16:03:04+00:00

История искусств

Примерная программа дисциплины

История русского искусства

Предметом данного курса является история русского искусства с древнейших времен до начала ХХ века.

Цель курса – усвоение материала по основным этапам развития русского искусства, изучение творчества ведущих мастеров в архитектуре, живописи,
скульптуре, графике, знакомство с особенностями развития искусства со времен Киевской Руси до настоящего времени. В результате этого слушатели
должны уметь ориентироваться в истории русского искусства, в основных художественных процессах изучаемого периода, представлять их последовательность, уметь дать устную характеристику направления, стиля, творчества отдельного художника и его связи с эпохой и основными
художественными проблемами времени.

Для достижения цели и решения задач, поставленных в данном курсе, используются следующие методы: — лекции с показом слайдов, написание
рефератов, и экзамены.

Введение в курс «История русского искусства».

Периодизация истории русского искусства.

Искусство как творческое познание человеком самого себя и окружающего его мира. Как следствие роста сознания общественной и духовной жизни
людей.

Роль мировоззрения в творчестве художника. Специфические особенности каждого из видов искусства .Временное и пространственно -статическое
искусство. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Особенности их изобразительных средств. Станковая, монументальная живопись .Жанры живописи. Графика и формы графического искусства. Гравюра. Офорт .Скульптура и ее изобразительные средства. Круглая скульптура. Рельеф. Барельеф.

Садово-парковая скульптура. Скульптура малых форм.

Архитектура как искусство и ее особенности. Архитектурные стили.
Лекции – 2 часа.

1. Раздел. Древнерусское искусство.

1) Искусство Древней Руси.

Восточные славяне и их искусство. Общая характеристика древнерусского искусства .Крещение Руси и его влияние на искусство.
Древнерусское зодчество. Влияние византийского искусства на искусство Киевской Руси. Десятинная церковь. Софийский Собор в Киеве и Новгороде.

Монументальная живопись. Фрески. Мозаика. Миниатюра.

2) Искусство Руси периода феодальной раздробленности в Х11 – Х111в.

Искусство Галицко – Волынской земли.

Архитектура и живопись Полоцка, Галича, Смоленска.

Искусство Владимиро – Суздальской земли. Расцвет зодчества. Спасо – Преображенский собор в Переяславле – Залесском. Церковь Покрова
на Нерли .Сочетание архитектуры и скульптуры в церковных сооружениях. Дмитриевский собор во Владимире.

Формирование Владимиро – Суздальской школы живописи.

Иконопись и ее изобразительные средства. Канон. Икона Дмитрия Солунского. Богоматерь Оранта.

Зодчество Суздаля. Собор Рождества Богородицы. Георгиевский собор в Юрьеве – Польском. Скульптура. Искусство Владимиро –
Суздальской Руси – основа для развития искусства Русского государства.

Искусство Новгорода Великого и Пскова в Х11 – Х111 в.

Формирование местных культурных традиций. Зодчество. Церковь Спаса – Преображения на Нередице. Георгиевский собор в Юрьеве.
Монастыри. Монументальная живопись и иконопись в Новгороде Великом. Становление новгородской монументальной живописи. Фрески.
Новгородская икона «Успение», «Благовещение «, икона архангела Михаила – Ангел Златые власы, Иконы Иоанн Лественик, Георгия и Власия.

Зодчество Пскова. Спасо – Преображенский собор Мирожского монастыря. Фрески. Икона «Ильи пророка с житием».

3) Русское искусство Х1У – ХУ вв, в период объединения русских земель.

А)Архитектура Новгорода Великого в Х1У – ХУ в. Церковь Спаса на Ковалеве, Успения на Волохове, Спасо – Преображенская на Ильине улице. Формирование нового типа храмового зодчества. Расцвет новгородской монументальной живописи. Феофан Грек. Фрески «Макарий Египетский»,
»Вседержитель».Новгородская школа иконописи. Специфика новгородской религиозности и ее влияние на иконопись. Икона «Отечество»,  «Четырехчастная икона» как отражение учения о Троице.

Исторические сюжеты в новгородском иконописании. »Молящиеся новгородцы»,»Знамение».

Б)Каменное зодчество Псковской земли.

Оборонительные сооружения, церковная архитектура. Рождественский собор Снетогорского монастыря. Троицкий Собор.

Формирование псковского типа культовых сооружений.

В)Архитектура московского княжества в ХУ – ХУ1веке.

Строительство оборонительных сооружений. Московский Белокаменный Кремль. Соборы Чудова и Симонова монастырей.
Успенский собор в Коломенском. Троицкий Собор Троице – Сергиевой Лавры. Спасский собор Андроникова монастыря и новые черты в его
архитектурном облике. Дворовый собор на городке в Звенигороде. Перестройка Московского Кремля и формирование его архитектурного
облика. Деятельность итальянских архитекторов Антонио Фрязина, Марка Фрязина, Алевиз Фрязин. Аристотель Фиорованти. Успенский
собор в Кремле. Строительство Архангельского собора в Кремле. Колокольня Ивана Великого. Творчество русских архитекторов в Кремле. Церковь Ризположения и Благовещенский собор. Грановитая палата как образец гражданской архитектуры ХУ века. Трапезная палата Троице – Сергиева монастыря. Трапезная в Спасо – Андрониковом монастыре.

Архитектура Русского государства в ХУ1 веке.

Шатровые храмы. Церковь Вознесения в Коломенском как явление русского шатрового зодчества. Церковь Ивана Предтечи в Дьяково. Покровский собор на Рву (храм Василия Блаженного). Барма и Постник Яковлев.

Крепостное зодчество. Смоленский кремль. Строительство Белокаменного города в Москве. Федор Конь. Формирование сооружений Новодевичьего, Симонова монастыря, Троице – Сергиевой Лавры.

Каменное зодчество России в ХУ11 веке.

Гражданское каменное строительство. Теремной дворец Московского кремля как творчество русских мастеров. Палаты купца Поганкина во Пскове и Аверкия Курина в Москве. .Влияние гражданской архитектуры на культовую. Церковь Рождества Богородицы в Путинках и Троицы в Никитках. Воскресенский монастырь — (Новоиерусалимский) один из ярких явлений древнерусской архитектуры. Архитектурные ансамбли Ярославля. Церковь Ильи пророка, Ивана Купалы и их особенности.

Московское барокко. Церковь Покрова в Филях. Изменение композиции иконостаса и его роль во внутреннем убранстве храма. Влияние традиций деревянного зодчества на архитектуру Древней Руси. Преображенская церковь в Кижах.

Псковская живопись Х1У – ХУ века.

Фрески собора рождества Богородицы Снетогорского монастыря(1313), храм Успения Богородицы в Мелитове (1465).

Формирование местной школы иконописи.

Влияние византийского наследия на живопись Московского государства. Иконы «Спас Ярое око», »Борис и Глеб на конях». Феофан грек и его влияние на московскую школу иконописи. «Богоматерь Донская»Успение богородицы» (Успенский собор Коломны). Иконостас Благовещенского собора в Кремле.

Формирование многоярусного иконостаса, его иконографии и композиции.

Андрей Рублев и его роль в развитии русской церковной станковой живописи. Фрески. Икона «Преображение» из иконостаса Благовещенского собора в Москве. «Воскресение Лазаря».Фрески «Страшного суда в московском соборе. Роспись Успенского собора во Владимире и «Сошествие Святого Духа». Звенигородский чин: «Спас», Архангел Михаил», Апостол Павел». »Троица» — лучшее творение древнерусской живописи.

Формирование рублевского направления в живописи.

Дионисий. Продолжение традиций древнерусской живописи. Фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Богоматерь Одигидрия(1502)»Брак в Канне Галилейской», икона «Распятие» (15000 Павлово – Обнорского монастыря. Особенности русской
живописи ХУ1 века. Монументальная живопись. Фрески Благовещенского собора в Кремле. Отражение идеи Москва – третий Рим. Икона «Церковь воинствующая». Изменение во внешнем облике икон. В ХУ1 веке.

Живопись России в ХУ11 веке.

Обмирщение искусства. Годуновская и строгановская школы и их особенности» Икона Никита – воин(1593)Начало появления элементов
реализма. Симон Ушаков» «Богоматерь Кикская» .Историческая композиция «Древо государства московского», »Похвала Богоматери
Владычице»,» Спас Нерукотворный».Фрески. Новые черты русской живописи ХУ11 века. Искусство »Парсуны»

Лекций – 28 часов.
Рефераты – 24 часа.
Экзамен – 4 часа.

Список литературы:

  1. История русского искусства. Под ред. Грабаря И.Э.,Кеменова В.С7 и Лазарева В.Н. –т.1.М., 1964.
  2. Ванслов В.В. Что такое искусство .М.,1988.
  3. Выголов В.П. Архитектура Московской Руси середины ХУ века. М., 1988.
  4. История русской культуры 1Х – ХХ веков. Под ред. Л. В. Кошман .М.,2011.
  5. Бартенев И.А., Батажкова Очерки истории архитектурных стилей.М.,1983.
  6. История русского и советского искусства .М.,1989.
  7. Пилявский В.И. История русской архитектуры .Л.,1984.
  8. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца Х – начала ХХ в.М.,1987
  9. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие.М.,1983.
  10. Лифшиц Л.И. История русского искусства. Искусство Х – ХУ11 веков.М.,2007.
  11. Любимов Искусство Древней Руси.М.,1981.
  12. Гнедич П. Русское искусство.М.,2010.
  13. Алпатов М.В. История русского искусства. Искусство Х – первой половины Х1Х века.М.,1978.
  14. Арциховский А.В. Очерки русской культуры ХУ1 века. Часть 2.МГУ 1977.
  15. Арциховский А.В. Очерки русской культуры ХУ11 века. МГУ.1979.
  16. Очерки русской культуры Х111 – ХУ вв. Ч. 2. Духовная культура.М.,1970.
  17. Родникова.Л. Псковская икона Х111 – ХУ1 веков.Л.,1990
  18. Смирнова Э.С. Московская икона Х1У – ХУ11 веков. Л.,1988.
  19. Лазарев .В.Н. Мозаики Софии Киевской.1966. Никитенко Н.Н. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской. Киев .1999.
  20. Салько Н. Б. Живопись Древней Руси Х1 – начала Х111 века. Мозаики, фрески, иконы. Л., 1982.
  21. Воронин Н.Н. Зодчество Северо – Восточной Руси Х11 – ХУ вв. Т.1. М., 1961.
  22. Сарабьянов В.Д. Спасо – Преображенский собор Мирожского монастыря. М., 2002.
  23. Селицкий А.А. Живопись полоцкой земли Х1 – Х11 вв. Минск, 1992.
  24. Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире. 1997.
  25. Церковь Спаса на Нередице. От Византии к Руси .М.6 2005.
  26. Выголов В.П. Об Успенском соборе 1326 — 1327. Древнерусское искусство. М.,1993.
  27. Комеч А.И. Церковь Успения на Волотовом поле. Древнерусское искусство. Спб., 2002.
  28. Лифшиц Л.И. Монументальная живопись Новгорода Х1У – ХУ веков. М., 1987.
  29. Смирнова Э.С. Иконы Северо – Восточной Руси. Середина Х111 – начало Х1У века. М., 1976.
  30. Алпатов М.В. Андрей Рублев. Около 1370 – 1430. М., 1972.
  31. ДЖемина Н. А . Андрей Рублев и художники его кругам. 1972.
  32. Попов Г.В. Феофан Грек. М., 20027
  33. Попов Г.В. Андрей Рублев. 2002.
  34. Данилова .И.Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1970.
  35. Попов Г.В. Дионисий .М.,2002.

Контрольные вопросы:

  1. Виды изобразительного искусства. Роль мировоззрения в творчестве художника.
  2. Общая характеристика древнерусского искусства.
  3. Искусство Галицко — Волынской земли в Х11 – Х111 веках.
  4. Искусство Владимиро – Суздальской земли в Х11 – Х111веках.
  5. Искусство Новгорода великого в Х11 – Х111 веках.
  6. Архитектура Новгорода великого в Х1У – ХУ веках.
  7. Зодчество Псковской земли.
  8. Архитектура Московского княжества ХУ века.
  9. Архитектура Русского государства в ХУ1 веке.
  10. Каменное зодчество Русского государства в ХУ11 веке.
  11. Феофан грек и его влияние на искусство Русского государства. Псковская живопись Х1У – ХУ веков.
  12. Московская школа живописи в Х1У – ХУ веках.
  13. Андрей Рублев и развитие живописи в Русском государстве.
  14. Особенности русской живописи ХУ1 века.
  15. Живопись России в ХУ11 веке.

Темы рефератов:

  1. Искусство киевской Руси Х – Х1 веков.
  2. Искусство Руси периода феодальной раздробленности в Х11 – Х111 веках.
  3. Искусство Новгорода Великого и Пскова в Х11 – Х111 веках.
  4. Русское искусство Х1У – ХУ веков.
  5. Искусство русского государства в ХУ1 веке.
  6. Архитектура Русского государства в ХУ11 веке.
  7. Влияние византийского наследия на живопись Московского государства.
  8. Андрей Рублев.
  9. Живопись русского государства в ХУ11 веке.
  10. Влияние государства на развитие русского искусства Х – ХУ11 веков.
  11. Русская Православная церковь и искусство Древней Руси.
  12. Новые явления в русском искусстве ХУ11 века.

Раздел 2. Русское искусство ХУ111 века.

1. Переход от древнерусского искусства к искусству нового времени.

Светскость искусства и возрастание его роли в общегосударственном значении.

Лекция – 2 часа.

2. Архитектура Петербурга в ХУ111 веке.

Основание Петербурга и формирование его архитектурного облика. Д. Трезини. Петропавловский собор. Здание двенадцати коллегий, Кунсткамера. Создание академии художеств. Формирование барокко в русской архитектуре. Влияние государства на развитие искусства и архитектуры. Ф.Растрелли. Большой Екатерининский дворец. Собор Смольного монастыря.

3. Архитектура Москвы.

Гражданское строительство и дворцово — парковые ансамбли. Меньшикова башня .И. Зарудный. Московская архитектурная школа. Д.Ухтомский. Колокольня Троице – Сергиевой Лавры. Традиции в церковной архитектуре.

Классицизм как основное стилевое направление в русской архитектуре второй половины ХУ111 века. Крупнейшие мастера раннего классицизма.
Традиции античной архитектуры. Ж. Б. Валлен – Деламонт. Русский зодчий А. Ф. Кокоринов. Здание Академии художеств в Петербурге. Классицизм в творчестве архитекторов В. Баженова ,М. Казакова ,Ансамбль Царицыно. Дом Пашкова, Здание Сената в Кремле. Колонный зал Благородного
Собрания. И. Старов. Таврический дворец в Петербурге. Развитие классицизма в творчестве иностранных архитекторов Д. Кваренги.

Александровский дворец в Царском Селе. Ч. Камерон. Камеронова галерея в Царском Селе. Дворец в Павловске.

4. Живопись России первой половины ХУ111 века.

Формирование станковой живописи с ее смысловыми и композиционными особенностями. Новые средства передачи объема. Светотень. Портрет как
жанр живописи. И. Никитин как основатель новой русской живописи. Портрет канцлера Г. Головкина. Портрет напольного гетмана. Портрет в
творчестве А. Матвеева. Автопортрет с женой. Портрет Голициной.

Жанр портрета в творчестве художников середины ХУ111 века.: И.Вишняков, А. Антропов, И. Аргунов. гравюра в русском изобразительном искусстве ХУ111 века. А .Зубов, М. Махаев. Скульптура как новый вид изобразительного искусства России ХУ111 века. Б. Растрелли «Анна Иоановна с арабченком. Подъем русской скульптуры во второй половине ХУ111 века. Ф. Шубин. Скульптурные портреты А. М. Голицина, П .Заводовского, М. Ломоносова и др.

Монументальная скульптура. Э. Фальконе «Медный всадник». М.Козловский. Памятник Суворову А.В. в Петербурге.

5. Портрет в творчестве художников второй половины ХУ111 века.

Ф.Рокотов.»Портрет неизвестной в розовом платье» »Портрет Новосельцевой».Д. Левицкий. Портрет П. Демидова. Портреты смолянок. В.
Боровиковский и его портреты. Сентиментализм в портретной живописи. Портрет М. Лопухиной.

Исторический жанр в живописи России ХУ111 века. А.П .Лосенко «Владимир и Рогнеда, » Прощание Гектора с Андромахой.

Жанровая живопись .М. Шибанов. «Крестьянский обед», « Праздненство свадебного сговора»

Пейзажная живопись второй половины ХУ111 века. Ф. Алексеев, С.Щедрин.

Лекции : 16 часов

Рефераты: 24 часа.

Экзамены: 4 часа.

Литература:

  1. Сарабьянов Д.В. История русского и советского искусства.М.,1989.
  2. Алпатов М.В. История русского искусства. Том 1. М., 1978.
  3. Краснобаев Б.Н. Очерки русской культуры ХУ111 века. Часть 2.МГУ.1988.
  4. Кошман Л.В. История русской культуры .М., 2011.
  5. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей.1983.
  6. Евсина Н. А. Архитектурная теория второй половины ХУ111 – начала Х1х века.М.,1985.
  7. Краснобаев Б. Н. Очерки истории русской культуры ХУ111 века.1972.
  8. Федоров – Давыдов А.А. Русский пейзаж ХУ111 – начала ХХ века. Исследования очерки.1986.
  9. Поспелов Г.Г. Русский классицизм. Второй половины ХУ111 – начала Х1Х века. М., 1994.
  10. Доронина Л.Н. Мастера русской скульптуры ХУ111 – ХХ веков. М.,2008.
  11. Лебедева Т.А. Иван Никитин.М.,1975.
  12. Каганович А.Л. Антон Лосенко и русское искусство середины ХУ111 столетия. 1972.
  13. Смирнов Г.В. Дмитрий Григорьевич Левицкий. Л., 1968.
  14. Лазарева О.П. Русский скульптор Федот Шубин. М., 1965.
  15. Петров В.Н. Михаил Иванович Козловский7 1977.
  16. Спегирев В. Зодчий Баженов М.6 1962.
  17. Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже ХУ111 – Х1Х веков. М., 1975.

Контрольные вопросы:

  1. Особенности русской архитектуры первой половины ХУ111 века.
  2. Создание Академии художеств и ее влияние на развитие русского искусства ХУ111 века.
  3. Формирование Барокко в русской архитектуре второй половины ХУ111 века.
  4. Влияние государства на развитие искусства и архитектуры.
  5. Московская школа архитектуры.
  6. Классицизм как стилевое направление русской архитектуры второй половины Х111 века.
  7. Творчество иностранных архитекторов в России.
  8. Формирование станковой живописи и ее смысловые и композиционные особенности.
  9. Портрет как жанр в живописи первой половины ХУ111 века.
  10. Портрет в творчестве художников середины ХУ111 века.
  11. Скульптура как новый вид изобразительного искусства.
  12. Портрет в творчестве художников второй половины ХУ111 века.
  13. Исторический жанр в живописи России ХУ111 века.
  14. Жанровая живопись.
  15. Пейзаж в русской живописи второй половины ХУ111 века.

Темы рефератов:

  1. Архитектура Петербурга ХУ111 века.
  2. Архитектура Москвы ХУ111 века.
  3. Становление классицизма в русской архитектуре ХУ111 века.
  4. Живопись России первой половины ХУ111 века.
  5. Архитектор В. Баженов
  6. Портрет в Творчестве художников середины ХУ111 века.
  7. Скульптор Федот Шубин.
  8. Потрет в творчестве художников второй половины ХУ111 века.
  9. Творчество художника Д. Левицкого.
  10. Творчество художника В. Боровиковского.
  11. Исторический жанр в русской живописи ХУ111 века.
  12. Жанровая живопись второй половины ХУ111 века.
  13. Пейзаж в русской живописи ХУ111 века.

3 раздел. Русское искусство первой половины Х1Х века.

Развитие русской художественной культуры от классицизма через романтизм к реализму. Ведущая роль литературы в художественной культуре России первой половины Х1Х века.

Архитектура России первой половины Х1Х века. Градостроительство. Гражданские сооружения общественного назначения. Классицизм как основной стиль в творчестве архитекторов :А. И. Воронихина, А. Захарова, Тома Де Томон .Сочетание архитектуры и скульптуры. Казанский собор, Горный институт, Здание биржи, Адмиралтейство. Архитектурные ансамбли К. Росси в Петербурге. Михайловский дворец. Здание главного штаба. Александровский театр. Здание Сената и Синода. В. Старов и эпоха позднего классицизма.

Сочетание старых и новых явлений в архитектуре Москвы первой половине Х1Х века. О. Бове. Большой Театр. Дом Гагарина. Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном .Классицизм в творчестве Д. И. Жилярди. Здание университета. Дом Лопухиных. Дом Хрущевых».

Московский ампир. Монферан .»Исакиевский собор». Кризисные явления в русской архитектуре в 30 — 50 –е годы Х1Х века.

Скульптура России первой половины Х1Х века. Классицизм в русской скульптуре. И. Мартос. Надгробные скульптуры.» Памятник Минину и
Пожарскому.»

Монументально – декоративная скульптура . Ф. Щедрин. С. Пименов. В.И Демут- Малиновский. Рельеф в творчестве Ф. Толстого. Скульптура 30 – 50 –х годов первой половины Х1Х века. Монументальная скульптура. Б. Орловский. «Памятники М. И. Кутузову и Барклаю — де – Толли.» К. Клодт.» Кони на Аничковом мосту». Памятник императору Николаю Первому.», «Памятник баснописцу Крылову».

Русская живопись первой половины Х1Х века.

Исторический жанр .Национальная тематика в творчестве Андрея Иванова, »Мстислав Удалой»,»Марфа Посадница.

Русская живопись 30 – 50 – годов. Исторический жанр, К. Брюллов «Последний день Помпеи», »Всадница», портрет графини Самойловой»,
Струговщикова,»Автопортрет», «Археолога Ланчи». Академизм в творчестве художника Ф. Бруни. »Медный змий». М. Воробьев и его школа в пейзажной живописи. И. Айвазовский «Девятый вал». М. И. Лебедев. Портрет в творчестве О.А Кипренского. Автопортрет. Давыдова, Жуковского, Пушкина. Романтизм Кипренского, А. Орловского, С. Щедрина. Александр Иванов – художник и мыслитель. «Явление Христа Марии
Магдалине».»Явление Христа народу». Элементы критического реализма в творчестве А. Иванова.

Пейзаж С. Щедрина. Сочетание жанра и портрета в полотнах В. Тропинина» Портрет сына»,Булахова,»Кружевница».

Бытовой жанр в творчестве А. Венецианова. Картины «Гумно»,»Спящий пастушок».»На пашне. Весна»,»На жатве .Лето» .Творчество художников
венециановского круга. А. Тыранов, Г.Сорока «Рыбаки»,»,»Вид на озеро Молдино».

Жанровая живопись .П. А. Федотов. «Сватовство майора»». Анкор, еще Анкор», Проявление раннего критического реализма в художественной
культуре первой половины Х1Х века.

Лекции : 12 часов.

Реферата:24 часа.

Экзамен: 4 часа.

Список литературы:

  1. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины ХУ11 – начала Х1Хв. МГУ1983.
  2. Коваленская Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура, графика. М., 1964.
  3. Познанский В. В. Очерки истории русской культуры первой половины Х1Х века. М.,1979.
  4. Ракова М. Русское искусство первой половины Х1Х века.М.,1975.
  5. Доронина Л.Н. Мастера русской скульптуры .Скульптура ХУ111 – Х1Х века. М., 2008
  6. Федоров – Давыдов. Русский пейзаж ХУ111 – начала ХХ века.М.6 1983.
  7. Русская жанровая живопись Х1Х – начала ХХ века. М ., 1964.
  8. Очерки по истории русского портрета первой половины Х1Х века7 М ., 1964.
  9. Гофман .И .Т. Иван Петрович Мартос Л., 1979.
  10. Коровкевич С. Андрей Иванович Иванов.1775 – 1848.М., 1972.
  11. Михайлова К.В. Сильвестр Феодосьевич Щедрин. Л., 1972.
  12. Алпатов М.В. Василий Андреевич Тропинин М., 1970.
  13. Голубева Э. Школа Венецианова . Л., 1970.
  14. Турчин В.С. Орест Кипренский. М., 1975.
  15. Пилявский В.И. И Лейбовиц Н.Я. Зодчий Захаров. Л.6 1963.
  16. Ацаркина Э.Н,. Александр Осипович Орловский. М., 1971.
  17. Петрова Е.Н. Степан Степанович Пименов. М., 1958.
  18. Шурыгин Я. И. Борис Иванович Орловский. М., 1962.
  19. Ацаркина Э. Н. Карл Павлович Брюллов. М., 1961.
  20. Алпатов М. Александр Андреевич Иванов .Жизнь и творчество. М., 1958.
  21. Сарабьянов Д. Павел Андреевич Федотов. М., 1958.
  22. Петров В.Н. Петр Карлович Клодт . Л., 1973.
  23. Коваленская Т. М. русский реализм и проблема идеала. ., 1983.

Контрольные вопросы:

  1. Художественная жизнь России первой половины Х1Х века.
  2. Классицизм в русской архитектуре.
  3. Архитектура Петербурга.
  4. Архитектура Москвы.
  5. Классицизм русской скульптуры. Монументальная скульптура первой половины Х1Х века.
  6. Истороический жанр в русской живописи.
  7. Портрет как жанр живописи в России первой половины Х1Х века.
  8. Пейзажная живопись.
  9. Бытовой жанр в русской живописи.
  10. Романтизм в русском жанре портрета.
  11. Академизм в русской живописи первой половины Х1Х века.
  12. Жанровая живопись в первой половине Х1Х века.

Темы рефератов:

  1. Творчество архитектора Воронихина А.И.
  2. Архитетурные ансамбли Карла Росси.
  3. Скульптор И. Мартос.
  4. Монументальная скульптура Б. Орловского.
  5. Творчество скульптора П. Клодта.
  6. Живопись О. Кипренского.
  7. Творчество Александра Иванова.
  8. Пейзаж в русской живописи первой половины Х1Х века.
  9. К.П.Брюллов.
  10. П.А.Федотов.
  11. Проявление реализма в русской художественной культуре первой половины Х1Х века.

Раздел 4. «Русское искусство второй половины Х1Х – начала ХХ века.»

1 полугодие.

  1. Товарищество передвижных художественных выставок: история возникновения, место «товарищества» в художественной и общественной
    жизни России. Роль критика В.В. Стасова. Становление реализма в русском изобразительном искусстве. — 2 часа.
  2. Пейзажная живопись. Творчество А. К. Саврасова, А. Ф. Васильева, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина, И. К Айвазовского А. П. Боголюбова, Л. Ф.
    Ларио, И.П. Похитонова.»Грачи при летели,»Проселок»»Рожь», »Мокрый луг», «Оттепель». «Украинская ночь»,»Березовая роща»,»Ночь на
    Днепре»,»Московский дворик» — 4 часа.
  3. Портрет и жанр в живописи художников «передвижников»: И.Крамской, «Христос в пустыне», портрет Ф. Достоевского, Л. Н.Толстого. Н.
    А. Ярошенко, И. Г. Мясоедов, К. Савицкий, В. М. Максимов, В. Е.Маковский И. М. Пранишников.,В. Перов. Влияние идейной борьбы 60-х
    годов на живопись. Критика российской действительности становится главной в живописи. « «Сельский крестный ход на пасху»,»Тройка,
    »Чаепитие в Мытищах», »Последний кабак у заставы».» Порожняки», »Шутники.Гостиный двор в Москве». В. Соломаткин «Славильщики
    городовые» . В.М. Максимов «Приход колдуна на крестьянскую сваадьбу»,»Семейный раздел» Г.Мясоедов «Земство обедает. К. Савицкий
    «Встреча иконы». Ярошенко «Кочегар»,»Заключенный»,»Всюду жизнь»В.Маковский «На бульваре»– 2 часа.
  4. В. В. Верещагин и батальная живопись второй половины Х1Х века. Батальный класс Академии художеств ( Б. Виллевальде, А. Г. Коцебу, Ф. А.
    Рубо)»Торжествуют»,»Апофеоз войны», »Шипка – Шейново» – 2 часа.
  5. Живопись и графика И. Е. Репина.»Бурлаки на Волге»,»Протодьякон»,»Крестный ход Курской губернии»,»Арест
    пропагандиста»,.»Отказ от исповеди», «Не ждали»,»Царевна Софья», «Иван Грозный и сын Иван»,»Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,
    «Торжественное заседание Государственного Совета». — 2 часа.
  6. Творчество В. И. Сурикова – историческая картина, портрет, пейзаж «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова»,»Покорение Ермаком
    Сибири»,»Взятие снежного городка»-2 часа.
  7. Творчество Н. Н. Ге, эволюция его творчества. «Тайная вечеря» ,»Петр первый допрашивает царевича Алексея»,»Что есть истина.?Христос и
    Пилат». – 2 часа.
  8. В.Поленов, его педагогическая деятельность и роль в создании московской художественной школы. – 2 часа.
  9. Скульптура 60-х – 80-х годов. Развитие жанровых мотивов в скульптуре Ф.Ф. Каменского, М. А. Чижова, В. А. Беклемишева. Скульптурный портрет в творчестве Н.А .Рамазанова, М. А.Чижова, И. И. Подозерова. Творчество М.М. Антокольского. Монументальная скульптура – М.О. Микешина( памятники «1000- летию России», Екатерине 11, Богдану Хмельницкому). А. М. Опекушин, Р. Бах,. Скульптура малых форм в творчестве Е.А. Лансере, Л. В. Позена – 4 часа.
  10. Академическая живопись. Ее место в художественной жизни России второй половины Х1Х – начала ХХ века и значение для развития
    новых тенденций в искусстве начала ХХ столетия. Творчество Ф.А.Бронникова, И.Г. Семирадского, В.С. Смирнова, С.В. Бакаловича, А. А.
    Сведомского. Салонный портрет в живописи А. А. Харламова, Ю.А. Лемана. Русская тема в искусстве К. Маковского. — 4 часа.
  11. Деятельность московских меценатов и коллекционеров. П. М.Третьяков, С. Г. Мамонтов и « Абрамцевский кружок», И. Т. Морозов, С.И.
    Щукин. – 2 часа.
  12. Архитектура эпохи эклектики. Постройки А. Г. Менеласа. О. Монферрана, А.К. Брюлова,А. И. Штакеншнейдера, Г.Э. Боссе, А. С.
    Каминского, »Готика» в 30-50 –е годы Х1Х века. Архитекторы: М. П.Быковский, Н. А. Бенуа, А. П. Брюллов . Архитектура в 1880 – 90 –е год. В.
    В. Шервуд, М.Н. Чичагов ,И. В. Султанов .- 4 часа.

Лекций – 32 часа.

Экзамен:- 4 часа.

2 полугодие.

  1. Живопись. Пейзажи И. И. Левитана. «Март», »Золотая осень», «Владимирка», «Над вечным покоем», – 2 часа.
  2. Станковая и монументальная живопись В. М. Васнецова,театр и архитектура в в его творчестве.»После побоища Игоря Святославича с
    половцами»,»Аленушка», Богатыри»,»Снегурочка». Становление художественного языка модерна. – 2 часа.
  3. М.В. Нестеров. Станковая и монументальная живопись .»Пустынник», »Видение отроку Варфоломею» – 2 часа.
  4. К.А. Коровин и проблема русского импрессионизма. – 2 часа
  5. В.А .Серов: эволюция портретного творчества, пейзаж; поздний период – сближение с «Миром искусства».»Девочка с персиками»,актрисы М.
    Ермоловой, О.К.Орловой», »Петр первый», »Похищение Европы» — 2 часа.
  6. Творчество М.А Врубеля: монументальные работы и графика; станковая картина и живописное панно. Опыты Врубеля в скульптуре и
    декоративной керамике, витражи.»Демон сидящий»,»Демон поверженный» Портрет сына, С.И. Мамонтова».»Царевна лебедь» – 2
    часа.
  7. «Мир искусства». Выставочная деятельность содружества и объединения, журнал. Мировоззренческая платформа « Мира искусств». Мастера объединения, их графика, театральные работы и живопись. Основные темы их творчества. Модерн в творчестве представителей « Мира искусства» А. Бенуа. Е. Лансере, К.Сомова»Дама в голубом».М. Добужинский «Человек в очках».Л.Бакст.- 4 часа.
  8. Творчество В.Э. Борисова – Мусатова, его монументально – декоративные поиски.»Водоем», »Призраки» -2 часа.
  9. Художники «Голубой розы. Проблема русского символизма П.В.Кузнецов «Голубой фонтан», »Мираж в степи».М.Сарьян » Финиковая пальма». – 2 часа.
  10. Модерн в архитектуре: его характеристика и ведущие представители. Московский модерн, творчество Ф.О, Шехтеля, работы В.Валькота, С.
    Соловьева, С.Вашкова, Л. Кекушева, А. Зеленко,. модерн в Петербурге, архитекторы А.Ф. Бубырь, А.П. фон Гоген, Ф. Лидваль, Р.Мельцер, Церковная архитектура в начала ХХ века.; В.А. Щусев, И. Бондаренко, Неоклассицизм в архитектуре – И.Фомин, В.Адамович, В .Маят, А.Таманов. Модерн в русской провинции. – 2 часа.
  11. Новые тенденции в скульптуре .Творчество П. Трубецкого. Импрессионизм и модерн в скульптуре. Влияние архаики и народного творчества. Творчество С. Волнухина, Н. Андреева, А. Голубкиной. С.Коненкова, А. Матвеева, В. Домогацкого . – 2 часа.
  12. Мастера « Союза русских художников». И. Грабарь» Февральская лазурь»Ф. Малявин» Вихрь» К.Юон. «Мартовское солнце» — 2 часа.
  13. «Бубновый валет» — творческая платформа и ведущие художники объединения. – 2 часа.

Лекции: 28 часов.

Экзамен: 4 часа.

Список литературы:

  1. История русского искусства. Под ред. Грабаря И.Э.Т.(6кн.1и 2 8т.10.М., 1965.
  2. Русская жанровая живопись 19 – 20 в. Очерки. Под ред. Т. Н. Гориной. М.,1964.
  3. Русское искусство .Очерки о жизни и деятельности художников. Середина 19 в . под ред. А. И. Леонова. 1958.
  4. Русское искусство .Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина Х1Х века. под ред. А.И. Леонова. М., 1958.
  5. Сидоров А.А.Русская графика начала ХХ века. Очерки истории и теории. Л.,1979.
  6. Петров В. « Мир искусств».М., 1975.
  7. Сарабьянов Д.В. стиль модерн. М., 2002
  8. Мальцев Ф. С. Мастера русского реалистического пейзажа. Вып. 1.М., 1952.
  9. Кеменев В.С. Историческая живопись В.И. Сурикова. М.6 1963.
  10. Васильева- -Шляпина Г.П. Суриков. М.2002.
  11. Стерини Г.Ю. И.Е. Репин. Л.6 1985.
  12. Грабарь И. Э. Серов В.А.М., 1965.
  13. Коган Д. З. Коровин К.А. М., 1964.
  14. Дмитриева Н. А. Врубель М .А.М., 1984.
  15. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства .Т. 2. М., 1965.
  16. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830 – 1910 –х гг. М., 1982.
  17. Шмидт И.М. Русская скульптура второй половины Х1Х – начала ХХ веков.
  18. Русакова А.А. Символизм в русской живописи. М., 1995.
  19. Поспелов Г.Г. « Бубновый валет». М., 1990.
  20. Боткина А.П. П. М. Третьяков в жизни и искусстве. М., 1993.
  21. Рогинская Ф.С. Передвижники. М., 1989.
  22. Мальцева Ф.С. Ф. Васильев. М., 1984.
  23. Манин В. С. Куинджи А. И. Л., 1990.
  24. Верещагина А.Г. Ге Н.Н. Л., 1988.
  25. Курочкина Т.И. И.Н. Крамской. М., 1980.
  26. Барсамов Н.С. Айвазовский И. К. М., 1962
  27. Мальцева Ф. С. Саврасов А.К. М.,1976.
  28. Пикулев И. Шишкин И. И. М., 1955.
  29. Верещагина А.Г. Ярошенко Н.А. Л., 1976.
  30. Пастон Э., Поленов. М., 2007.Кузнецова Э.В. Антокольский М.М. Л., 1986.
  31. Лазуко А. К. Васнецов В.М. Л., 1990.
  32. Федоров – Давыдов А.А. И.И. Левитан. Жизнь и творчество М.,1966.
  33. Киселев М.Ф. Коровин. М., 2001.
  34. Ляняшиев .А. Портретная живопись В. Серова 1900 –х гг. Л., 1980.
  35. Суздалев П.К. Врубель .М., 1991.
  36. Сарабьянов Д.В История русского искусства второй половины Х1Х века .М., 1989.
  37. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины Х1Х – начала ХХ века. М., 1984.
  38. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура на рубеже Х1Х – ХХ веков. М., 1970.
  39. Борисова Е., Стернин Г. Русский модерн .М.,1994.Гусарова А .» Мир искусств».М., 1972.
  40. Лапшин В.П. « Мир искусства».
  41. Очерки истории м творческой практики. М., 1977.
  42. Власова Р. И. Русское театрально = декорационное искусство начала ХХ века. Л., 1984.
  43. Шмидт И.М. П. Трубецкой. М., 1964.
  44. Русакова А.А. Борисов – Мусатов. М., 1966.
  45. Каменский А. А. А.Т. Коненков. М., 1962.
  46. Калугина О.В. А. Голубкина. М., 2006.
  47. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины Х1Х века.1989.Волынкина Н.М. Очерки истории русской культуры второй половины Х1Х века. М., 1976.
  48. Верещагина А.Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы Х1Х века. М ., 1990.

Контрольные вопросы:

  1. Образ народа в Творчестве художников – передвижников.
  2. Портрет в творчестве И. Крамского.
  3. Русская природа в живописи А. Саврасова.
  4. Живопись и графика И. Шишкина.
  5. Пейзажи Ф. Васильева.
  6. Евангельский цикл В. Поленова.
  7. Творчество Николая Ге- этапы эволюции.
  8. Русский стиль в московской архитектуре второй половины Х1Х века.
  9. Творчество А. Куинджи.
  10. Исторические полотна В. Сурикова.
  11. Портрет в творчестве В. Сурикова.
  12. Батальные композиции В. Верещагина.
  13. Русская сказка и былины в творчестве В. Васнецова.
  14. Роспись Владимирского собора в Киеве.
  15. Портрет в творчестве И. Репина.
  16. Исторические и современные темы в творчестве И. Репина.
  17. Монументально – декоративное панно М.Врубеля.
  18. Графика М. Врубеля.
  19. Натюрморты К. Коровина.
  20. Философские пейзажи И. Левитана.
  21. Имрессионизм в творчестве К. Коровина.
  22. Религиозные композиции М. Нестерова.
  23. Портрет и пейзаж в творчестве М. Нестерова.
  24. Московские особняки Ф. Шехтеля.
  25. Стиль модерн в архитектуре Москвы.
  26. Монументальная скульптура в творчестве М.О. Микешина.
  27. Бронзовая пластика Е.Лансере.
  28. Исторические и евангельские образы в скульптуре М. Антокольского.
  29. Имрессионизм в скульптуре П. Трубецкого.
  30. Модерн в скульптуре Н. Андреева.
  31. Скульптуры С. Коненкова.
  32. Скульптурные портреты А. Голубкиной.
  33. Портрет в творчестве В. Серова.
  34. Модерн в творчестве В. Серова 1900 – х годов.
  35. Книжная и журнальная графика художников « Мира искусства».
  36. Театр в творчестве художников « Мира искусства».
  37. Город в графике художников «Мира и искусства».
  38. Русская тема в творчестве художников «Мира искусства».
  39. ХУ111 век в графике и живописи художников «Мира искусства».
  40. Женские образы в живописи В. Борисова- Мусатова.
  41. Художники «Голубой розы» и русский символизм.
  42. Пейзаж в творчестве представителей Союза русских художников.(С.Жуковский, И. Грабарь, С.Святославский,П.Петровичев.)
  43. Художники «Бубнового валета».

Темы рефератов:

  1. Портрет в творчестве И. Крамского.
  2. Женские образы в живописи и графике В. Сурикова.
  3. Средняя Азия в живописи В.Верещагина.
  4. Образы революционеров в живописи В. Маковского и И. Репина.
  5. Тема охоты в бронзовой пластике Е. Лансере.
  6. Колорит в картине В. Сурикова «Боярыня Морозова».
  7. Русский стиль в архитектуре Москвы второй половины Х1Х века.
  8. Религиозная тема в творчестве Н. Ге.
  9. Творчество .А .И. Куинджи.
  10. Образ народа в трудах художников – передвижников.
  11. Природа России в живописи А. Саврасова.
  12. Исторические и современные темы в творчестве И. Репина.

4. Раздел. Искусство России в ХХ веке.

1 полугодие.

Лекции: 48 часов.

Рефераты :24 часа.

  1. Причины возникновения авангарда в русском искусстве начала ХХ века: абстракционизм, конструктивизм, кубофутуризм, супреманизм.»
    Черный квадрат» К. Малевича. Творчество В. Кандинского, П.Филонова, В. Татлина. О. Розанова. УНОВИС, ЛЕФ. Отрицание традиций в живописи. Преобладающее внимание к цвету и форме. Конструктивисты в театре (Л. Попова, А. Экстер).2 часа.
  2. Политика советского государства в области культуры и искусства. Вопрос о традиции русского искусства и выработке новых подходов в
    теории и практике советского искусства. Музейное строительство и преобразования в системе художественного образования. ВХУТЕМАС,
    ВХУТЕМИН, Московский художественный институт им. В. И. Сурикова. Пролеткульт и его влияние на искусство. Ленинский план
    монументальной пропаганды. 2Часа.
  3. Формирование политического плаката в послереволюционный период. Д. Моор, В. Дени, В. Маяковский,» Окна РОСТА».
    Живопись и графика и архитектура в первые годы советского государства. Творческие искания. К. Юон «Новая планета» ,К. ПетровВодкин
    «1918 год в Петрограде». «Общество молодых художников»(ОБМОХУ).Конструктивизм и рационализм. «Башня 111 Интернационала».Архитекторы братья Веснины, И. Голосов, И. Леонидов.- Проект Дворца Труда в Москве Новая концепция жилья О. М. Гинзбург, архитектура клубов (К.Мель ников, И.Голосов). Дворец культуры завода Лихачева . Народные дома, библиотеки .К.С. Мельников :клуб Русакова, им. М. Горького, Фрунзе, »Буревестник». Жилищное строительство .Неоклассика в архитектуре И.Желтовского, И. Фомина, А.Щусева. Проект Дворца Советов. Планы реконструкции Москвы. Л. В. Руднев Памятник «Борцам революции». Проекты и конкурсы, объединения АСНОВА ОСА.2 часа
  4. Искусство советской России в 20 – 30 –е годы ХХ столетия Творческие объединения и группы в искусстве. АХРР (Ассоциация художников революционной России). И. Бродский и отражение в его работах темы героев и событий революции. Г. Г. Ряжский и его обращение к теме женщин в живописи. «Делегатка», »Председательница.» Крестьянки в полотнах А. Е. Архипова :»Женщина с кувшином», »Крестьянка в зеленом фартуке», »Крестьянка с розовым платком в руке». Портрет в творчестве С. В. Малютина. Продолжение традиций передвижничества в бытовом жанре. Е.М. Ченцов « Заседание сельячейки». Б.Иогансон, А. Рылов, К. Юон, И. Шадр, М.Манизер. «Круг художников «- (В. Пакулин, А. Пахомов, А. Самохвалов, Д.Загоскин). Группа «13» (Н. Кашина, А. Сафронов ,А. Волков, М .Соколов. творческие платформы , выставочная деятельность. М.Б. Греков – основоположник батального жанра в советской живописи. «На Кубань», »Трубачи первой Конной армии». Общество «Маковец» (В. Чекрыгин, С. Романович, А. Фонвизин). ОСТ (Общество станковистов). Отражение современной жизни страны участниками этого объединения: индустриализация, жизнь города, спорт. Переход от русского реалистического искусства к традициям европейского экспресионизма. Новые подходы к композиции картины. А. Дейнека .»На стройке новых цехов», «Перед спуском в шахту», Футболисты»,»Текстильщицы».»Оборона Петрограда».Художники : Ю. Пименов, П.Вильямс, С.Лучишкин.» Тяжелая индустрия» , «Гамбургское восстание,»Шар улетел», «Я люблю жизнь». Творческие группировки : »4 -х искусств» и ОМХ ( Общество московских художников) и их вклад в развитие живописи советской России, В. Кузнецов, К.Петров-Водкин, М. Сарьян, К. Истомин, В.Фаворский. »После боя», Девушка у окна»,»Тревога»,»Смерть комиссара»,»Горы»,»Сбор винограда»,»Дети и фрукты». П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р.Фальк, И . Грабарь. «Портрет О.Кончаловской», »Портрет дочери Наташи».Тематические картины П. Кончаловского «Новгородцы»,» С ярмарки». Натюрморты И. Машкова .»Снедь московская: Мясо, Дичь, Хлебы».4часа.
  5. Становление многонациональной советской живописи. Развитие становой живописи Азербайджана. Г. Халыков «Женотдел».Узбекистан А. Волков «Гранатовая чайхана».Урал Тансыкбаев «Кочевье. Живопись Киргизии и Казахстана. Художественная школа Украины и Белоруссии. А.Петруцкий «Инвалиды».Ф. Кричевский «Жизнь». В. Волков «Партизаны». М. Сарьян.2 часа.
  6. Советская графика и ее формы в 20 годы: Рисунок и гравюра. портрет, пейзаж, иллюстрация. Иллюстрации произведений русской классической литературы. Возрождение ксилографии: В. Фаворскийпорет Ф. М. Достоевского. Теоретические воззрения В. Фаворского. Г.Верейский,.В. Лебедева, Ю. Васнецова, Л. Бруни .А. И. Кравченко гравюры –«Кремль .Свердловский зал».Иллюстрации произведений Н. Гоголя. П. Павлинов, И. Куприянов, В. Фаворский –« Годы революции», Домик в костром».Реалистический метод в графике. Графические портреты Н. Андреева.2 часа.
  7. Скульптура советской России в 20- годы. Монументальная и станковая скульптура. И. Шадр. »Рабочий»,»Сеятель», «Крестьянин», »Красноармеец», »Булыжник оружие пролетариата».Творчество В.Мухиной и ее скульптуры :»Освобожденный труд» ,»Крестьянка».Скульптурные портреты С. Лебедевой-Ф. Дзержинского. Станковая скульптура А. Матвеева «Раздевающаяся женщина», » Октябрь». Станковая пластика и портрет. Творчество А. Голубкиной, Б. Королева, В. Домогацкий, И.Чайков. Скульптура в дереве С. Коненков, Б. Сандомирская.2 часа

2.Полугодие

  1. Искусство советской России в 30- е годы. Создание Союза художников. Постановление ЦК ВКП(б) « О перестройке литературных и художественных организаций». Упразднение художественных группировок. Формирование метода социалистического реализма как продолжателя традиций русской реалистической живописи. Принципы социалистического реализма: народность, идейность, конкретность. Отражение действительности в революционном развитии и участие в социалистическом строительстве. Отрицание авангарда. Возрастание политической коньюктуры и ее влияние на тематику и творчество художников.
  2. Живопись 30 – 40 – х годов. ХХ века.
    Станковая живопись. Б. Иогансон» Допрос коммунистов», » На старом уральском заводе». Жанровая живопись в творчестве С. Герасимова «Клятва сибирских партизан», »Колхозный сторож», «Колхозный праздник». Тема крестьян в полотнах А. Пластова «Колхозный праздник», »Колхозное стадо». Тематическая картина А. Дейнека . «Мать», »Обеденный перерыв в Донбассе»,»Будущие летчики»,Спорт». Пейзаж в творчестве Ю.Пименова. »Новая Москва». Г. Нисский» Осень»,»На путях». Н. Крымов «Утро в парке имени М. Горького в Москве». Развитие портретного жанра П. Кончаловским. ,И. Грабарем, В.Нестеровым. Портреты: В. Сафроницкого за роялем, С. Прокофьева, В.Мерхольда ,М. Нестерова- портрет братьев Кориных, скульптора И. Шадра, академика И. Павлова, хирурга С. Юдина, скульптора В. Мухоиной. Художник П. Корин – портрет М. Горького, артистов Л. Леонидова, В.Качалова, художника М. Нестерова , писателя А. Толстого. Монументальная живопись . Е. Лансере, А.Дейнека. Мозаика станции метро «Маяковского».4 часа.
  3. Развитие монументальной и станковой скульптуры.
    В. Мухина скульптура «Рабочий и колхозница», памятник М. Горькому в городе Горьком. Статуя «Родина» для канала Москва – Волга. И. Д. Шадр памятник М. Горькому в Москве. М. Манизер — представитель академической традиции в советской скульптуре. Памятник Т. Шевченко в Харькове .С. Меркулов, И. Томский памятник С. Кирову в Ленинграде. Скульптурные портреты С. Лебедевой : портрет П. Постышева, С. Михоэльса, В. Мухиной.2 часа.
  4. Графика 30 х годов.
    Многообразие графического искусства. Реализм в графике. Книжная и станковая графика В. Фаворского , иллюстрации к
    «Слово о полку Игореве», »Гамлет» В. Шекспира. Графические работы Е. Кибрика, Кукрыниксов. Д.Шмаров- иллюстрации к произведениям А.
    Толстого «Петр Первый»,»Преступление и наказание», Достоевского, »Герой нашего времени « М. Лермонтова. С. В. Герасимова «Дело Артамоновых» М.Горького .Карикатурные рисунки Кукрыниксов к иллюстрации романа М.Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы», »Клима Самгина « М. Горького,»Тоска « А. Чехова.2 часа.
  5. Архитектура 30 – х годов.
    Тенденции в развитии архитектуры: конструктивизм и традиционализм. Историзм. Здание библиотеки им. Ленина в Москве (арх. А. Шуко, В.
    Гольфрейх.)Театр в Ростове на Дону ( арх. А. Лангман). Здание Госплана (ныне Государственной Думы), Академии им. Фрунзе (арх. Л. Руднева, В.Луну. Крымский мост в Москве (арх. Б. Константинов, К. Якобсон. Традиционализм в творчестве архитектора И. Жолтовского.2 часа.
  6. Советское искусство в годы великой Отечественной войны 1941 – 1945гг. Возрождение искусства плаката .»Окна ТАСС». Кукрыниксы, В. С. Иванов, А. Кокорекин, Б. Корецкий , И. Тоидзе. Плакат «Родина – мать зовет.» А. Корекин –«За Родину»», »Воин Красной Армии спаси». Плакаты «Окон ТАСС. Станковая графика. Особенности станковой графики военных летсоздание серий рисунков о буднях Великой Отечественной войны и героизме советских солдат. Л. Сойферитин »Севастополь»,»Крым». Д .Шмаринов «Мать». А. Пахомов «Ленинград в дни блокады», «На Неву за водой», »Салют в честь прорыва блокады».
    Рисунки и наброски художников – фронтовиков: К. Молчанов, К. Финогенов, Д.Тархов, Н. Жуков, А. Лаптев.
    Живопись в годы Великой Отечественной войны. А. Дейнека. «Окраина Москвы. Ноябрь 1941».А. Пластов «Фашист пролетел».
    Тема героизма. С.Герасимов «Мать партизана».Историзм в произведениях художников : К.Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года». П. Корин «Александр Невский, »Старинный сказ», »Северная баллада».А. П. Бубнов «Утро на поле Куликовом»
    Пейзаж в работах И. Ромадина «Волга – русская река» С.Герасимова «Лед прошел».2 часа.
  7. Скульптура.
    Военная тема в скульптурных портретах В. Мухиной. Герои войны –портрет полковника Б. Юсупова, И. Хижняка,»Партизанка».
    Портреты Героев Советского Союза Н. Томского. М. Гареева, П. Покрышева, А. Смирнова, генерала И. Черняховского. Скульптурный портрет Е. Вучетича. –генерала И.Черняховского, И. Першудчева, М. Кантарии, М.Егорова.. Монументальная скульптура. Е .Вучетич –военный мемориал «Советский воин – освободитель» в Трептов парке в Берлине. Патриотизм советского искусства.2 часа.
  8. Советское искусство в послевоенные годы.40 – 60- е годы.
    Исторический жанр в работах Б. Иогансона «Выступление В. Ленина на 111 съезде комсомола», В. Серов «Ходоки у Ленина».Тема войны .Н.
    Непринцев «Отдых после боя», В. Костецкий «Возвращение», В. Лактионов «Письмо с фронта». Жанровые работы Т. Яблонской «Хлеб»,Весна на бульваре».А. Пластов «На колхозном току»,»Ужин тракториста».
    Пейзажная живопись. С. Чуйков «Утро», »Дочь Советской Киргизии».С
    Герасимов «Зима»,»Пейзаж с рекой»,»Весна». В. Мишков «Сказ об Урале», »Кама», »Простор Камы». Г. Нисский «Белорусский пейзаж».
    П. Корин и его портретные работы.: »С. Т. Коненков», «Сарьян», »Кукрыниксы».
    Сатирическая графика и публицистика. Б. Пророков .»Вот она, Америка,» «За мир», Это не должно повториться», »У постели больного».
    Художники-иллюстраторы. Кукрыниксы –А. Чехова «Дама с собачкой»А. Горького «Фома Гордеев». Кибрик Н. Гоголь «Тарас Бульба». Шмаринов – иллюстрации к роману Л. Толстого «Война и мир». График- иллюстратор Д. Дубинский к повести А. Гайдара «Р.В.С.», «Чук и Гек», »Поединок «Куприна А. Фаворский и его иллюстрации «Слово о полку Игореве», »Маленькие трагедии» А. Пушкина.4часа.
  9. Монументальная и станковая скульптура. Н. Томский. Скульптурный портрет генерала И. Апанасенко в Белграде, генералу И. Черняховскому в Вильнюсе. Памятник советским воинам в Калининграде. Ю. Микенас, С. Орлов –Памятник основателю Москвы Юрию долгорукому». А. Кибальников памятник В. Маяковскому в Москве. М. Аникушин –памятник А. Пушкину в Ленинграде. В. Мухина-Памятник П. И. Чайковскому и Максиму Горькому в Москве. .С Коненков «Освобожденный человек». Скульптурный автопортрет. Портрет колхозника И. Зуева.2 часа.
  10. Архитектура.
    Вклад советских архитекторов в восстановление разрушенных войной городов. Разработка генеральных планов –«Крещатик « в Киеве, Сталинграда, Минска, Новгорода. Возведение в Москве высотных зданий Московский государственный университет: Министерство иностранных дел, жилого здания на Котельнической набережной. Сочетание в советской архитектуре послевоенной поры двух тенденций: массового типового жилищного строительства и помпезных зданий с элементами скульптурного украшения. Создание союза художников СССР и его роль в развитие искусства. Общая характеристика эпохи «Оттепели»: важнейшие художественные события конца 50-х,международный фестиваль молодежи и студентов, выставки современного зарубежного искусства 2 часа. Искусство в 60 – 9о –е годы прошлого столетия.
  11. Новые идейно- творческие тенденции в советском изобразительном искусстве начала 60-х годов.
    Поиски мировосприятия явлений и событий реальной действительности. Обращение к традициям искусства 20-х годов. П. Н. Никонов, Н. Андронов, В. Попков. Упрощенность и силуэтность.
    Формирование «Сурового стиля». Социалистический реализм в творчестве советских художников 60 – 90- годов. Жанровые полотна Ю. Пименова «Свадьба на завтрашней улице».Новое поколение живописцев. Братья А. И П. Смолины «Полярники» Ромадин «Стачка», П. Никонов «Наши будни» , »Геологи». Исторический жанр в творчестве Г. Коржева. Триптих «Коммунисты», »Опаленные войной».
    Тема созидательно труда, романтики комсомольских строек в работах Н.Андронова «Плотогоны», В. Попкова «Строители Братской ГЭС», «Бригада отдыхает».
    Тема любви-«Двое», Лето. Июль», Мой день».
    Война в живописи . Триптих Солдатские вдовы»- Воспоминания, »Одна»,»Северная повесть»Шинель отца».
    Деревенский пейзаж в работах художников В. Гаврилова, В. Стожарова, И.Попова
    Жанровая картина в творчестве Д. Жилинского. »Семья»У моря», »Под старой яблоней» «Ожидание. Портрет матери».
    Появление нового авангарда, декларирующего право художника на творческий выбор. Тематическое разнообразие отражаемых проблем:
    искусство и мироздание, человек и планета, художник и мир. Работы художников О. Булгакова «Молодые художники», Театр Актриса Марина
    Неелова. Т. Назаренко –«Встреча нового года», «Декабристы», »Пугачев» .Ксения Нечитайло «Автопортет с дочками Марией и Анастасией», »Птичий рынок». Традиции реалистической живописи в работах Вадима Демнова «Облачный день», »Московский дворик», «Вид на Кремль от Болотной площади». Значение социалистического реализма в развитии реалистической живописи.2 часа.
  12. Социально – политические изменения в 80-е годы прошлого столетия и упразднение условий дальнейшего развития социалистического реализма как метода изобразительного искусства.
    Возникновение в искусстве России направлений: постмодернизма, как противопоставление реализму , провозглашающий свободу творчества. Все разрешено. Реализм как традиция русской реалистической школы Х1Х века с присущей образностью отражения действительности, глубоким проникновением в существо изображаемых событий и людей. И близкий ему – академизм. С его помпезностью ,масштабностью ,стремление к натурализму — И. Глазунов, З. Церетели, М. Шилов. Монументальная живопись и ее синтез с архитектурой – мозаики «Бородинской панорамы», Кинотеатр «Октябрь»,Музей Вооруженных сил СССР, Н. Андреев, А. Васнецов, Н. Дервуз, И. Пчельников.
    Монументальная скульптура.
    Создание мемориальных комплексов. Е. Цигаль .Памятник генералу Карбышеву в Маутхаузене.»Брестская крепость, Героям Сталинградской
    битвы, Е. Вучетич. Мемориал на Пискаревском кладбище в Ленинграде( арх. В. Исаев). Мемориал на месте лагеря «Саласпилс» под Ригой. (арх.О. Закаминный).2 часа.
  13. Станковая скульптура. Новое поколение скульпторов. Т. М. Соколов. Пересмотр возможностей выразительных средств скульптуры. Портрет Марии Цветаевой, «Материнство», Натюрморт с кошкой». А. Поголова и разработка окружной проблематики в скульптуре.  Композиции»Материнство»,скульптура «Мальчик, которого боятся птицы», Мальчики». Д. Шаховский «Камчатские рабочие», »Хлеб».Вклад Д. Меленского в современную станковую скульптуру.»12 интербригада уходит на фронт»,»Физики»,»Переподаватели и студенты, »Восьмое марта на Камчатке оленеводческом совхозе. Работы Леонида Баранова «Мемориал Георга Рихмана», «Пушкин»..Творчество В. Соскиева .»Старик и чучело»,»Мальчик и осина» ,У раскрытого окна». 2часа.
  14. Графика. Эстамп как один из видов графики. А. Ушин »Сюита о проводах»,»Утро» ,А. Бородин «Чай в тундре»,»Приехали в Тундру».
    Городской пейзаж в творчестве Г. Захарова- литогравюра «Москва. Проспект мира», Яуза», Московский ужин».Офорты «Конюшенный мост»,»Певческий мост». И. Голицин « Утро в Москве», »Стена».
    Деревенский пейзаж в работах И. Голицина. «Утро у Фоворского», портрет Фоворского с внуком, портрет жены Искусство иллюстрации. Фоворский, Гончаров, В. Гордеев .Иллюстрации произведений Гоголя и Достоевского.2 часа.
  15. Архитектура. Жилищное строительство с его маштабностью. Москва, Киев, .Конкурсы и их роль в развитии советской архитектуры. Индивидуальные черты в архитектуре общественных зданий. И сооружений. «гостиница Юность» арх. Ю. Арндт,Т. Баушев, Б. Зархи, кинотеатр «Россия» арх. Ю. Шевердяев,Д. Солопов, Дворец пионеров на Ленинских горах. Архитектурные комплексы. Арх. В. Кубасов, Ф. Новиков. Влияние строительной индустрии материалов на архитектуру общественных зданий. Проспект Калинина в Москве(арх. М. Посохин), здание СЭВ арх. В. Свирский. Высотное строительство. Телевизионная башня в Останкино(арх. Д. Бурдин, М. Шкуд)Изменение архитектурного облика городов — .Спортивные комплексы Олимпиады – 80. .Москва, Ленинград, Киев, Минск. Стадион «Дружба»(арх. И. Рожин, Д. Солопов .Новые градостроительные требования и конструкции с учетом ландшафта, рельефа. Формирование архитектурного облика Ленинского проспекта в Москве.
    Искусство 60 – 90 годов отражало политику государства, велось масштабно. Новые формы художественной жизни в 90-е годы прошлого столетия.
    Влияние «рынка» на искусство.2 часа.

Лекции:18 часов.

Рефераты: 24 часа.

1.Возникновение метода социалистического реализма как продолжателя традиций русской классической реалистической живописи. Становление и основные черты стиля ар деко в советской архитектуре.. Дворец советов в Москве.

Список литературы:

  1. Степанян Н.С. Искусство России ХХ века. М.,1999.
  2. История искусства народов СССР. Т.8-9
  3. Искуссство Советского союза. Л., 1982.
  4. Наков А. Русский авангард. М., 1991. Костин Рябушкин А.В. Советская архитектура .М.,1984. Иконников А.В. Архитектура ХХ века .Т.1 -2 М., 2001.
  5. Живопись 1920- 1930-х годов . Каталог выставки .Государственный русский музей.1989.
  6. Костин В. ОСТ (Общество станковистов. Л., 1976.
  7. »Другое искусство».тт.1-2.М., 1989. Советское изобразительное искусство 60-70-х гг., М., 1979.
  8. Светлов И. Е. О советской скульптуре 1960-1980- гг. М., 1984.
  9. Искусство скульптуры в ХХ в. Очерки. М., 2010.
  10. Азизян И. А. Диалог искусство ХХ века. М., 2008.
  11. Костина Е. М. Художники сцены русского театра ХХ века. М., 2002.
  12. Сидорина Е. В. Русский конструктивизм. Истоки, идеи, практика. М., 1995.
  13. Хан-Магомедов С.О. Творческие течения, концепции и организации советского авангарда. М., 1997.  Михайлов А. Павел Корин. М., 1965.
  14. Русаков Ю. А. К. С. Петров-Водкин. Л., 1986.
  15. Русакова А. А. П. Кузнецов. Л., 1977.
  16. Сарабьянов Д. Любовь Попова.М.6 1994.
  17. Сысоев В. П. А. А. Дейнека. М., 1989.
  18. Художники группы «Тринадцать». Из истории художественной жизни 1920-1930-х годов. М., 1986.
  19. Калугин О.В. А. С. Голубкина. М., 2006.
  20. Каменский А.А. С. Коненков.М., 1966.
  21. Суздалев П. К.В. Мухина. М., 1984.

Контрольные вопросы:

  1. Живопись и графика К. Петрова-Водкина
  2. Аналитический метод в живописи П. Филонова
  3. Бемпередметность у В. Кандинского и К. Малевича.
  4. Творчество В. Татлина.
  5. Художники-конструктивисты в театре
  6. Архитетура рабочих клубов г.Москвы.( братья Весины, И. Голосов, К. Мельников.)
  7. Рисунок в творчестве Н. Куприянова, Н. Тырсы, Л.Бруни, П. Митурича.
  8. Творчество и теоретические взгляды В. Фаворского.
  9. Книжная графика В. Лебедева.
  10. Книжная графика В. Конашевича.
  11. Скульптура в дереве в творчестве С. Коненкова, Б. Сандомирской, Б. Королева, С. Эрзи.
  12. Монументальная пластика в творчестве Н. Андреева и С.Шадра.
  13. Пластика А. Матвеева.
  14. Творческая платформа объединения «Маковец» и художники объединения.
  15. Творческая платформа объединения» Общество московских художников и художники объединения.
  16. Творческая платформа объединения «ОСТ» и художники объединения
  17. Творческая платформа объединения АХРР и художники объединения,
  18. Творческая платформа объединения «4 искусства» и художники объединения.
  19. Архитектара московского метро 1930-1940-х годов.
  20. Монументальная скульптура и портрет в творчестве В. Мухинов.
  21. Монументальнач скульптура С. Меркулова. Творчество А.Корийа.
  22. Мозаики А. Дейнеки для московского метро.
  23. Тема спорта в творчестве А. Дейнеки.
  24. Тема деревни в творчестве А. Пластова
  25. Книжная иллюстрация в творчестве А. Гончарова, Д. Шмаринова, Е.Кибрика.
  26. Монументальная скульптура Г. Манизера.
  27. Пейзажи и натюрморты В. Стожарова.
  28. Творчество В. Папкова.
  29. Художники «сурового стиля».
  30. Неофициальное искусство Москвы 1960 – 1980 – х годов.

Темы Рефератов:

  1. Традиции древнерусской живописи в творчества К. Петрова Водкина
  2. Творчество С. Коненкова в годы революции.
  3. ДетскаяКнига в творчестве В. Лебедева.
  4. Архитектор К. Мельников
  5. Фарфоровая пластика А. Матвеева .
  6. Творчество П. Корина.
  7. Тема спорта в творчестве А. Дейнеки.
  8. Тема деревни в творчестве А. Пластова.
  9. Монументальная и декоративная скульптура Г. Манизера.
  10. Монументальное и декоративное искусство 1960 – 1980.
  11. Книжная иллюстрация в творчестве А. Гончарова, Е, Кибрика.
  12. Причины возникновения авангарда в в русском искусстве начала ХХ.
  13. Возникновение метода социалистического реализма – основного направления творчества художников советской эпохи. .Роль соцреализма в сохранении творческих художников передвижников.

Ленкции:52.

Рефераты 54 часа. Всего по данному разделу.

Программу разработал кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, заслуженный деятель науки Кубани. В. П. Громов.