Черчение2018-06-22T03:40:36+00:00

Черчение

Рабочая программа

Наименование учебного предмета: черчение

Возраст: 14-16 лет

Уровень общего образования: средний

Количество часов по учебному плану: всего 102 часа в год; в неделю 3 часа.

Планирование составлено на основе программы: «Черчение», авторы: А.Д.Ботвинников, И.С.Вышнепольский, В.А.Гервер, М.М.Селиверстов,
М.Просвещение 1993.

Учебник: Черчение: Ботвинникова А.Д.,Виноградова В.Н.,Вышнепольского И.С.М: АСТ, Астрель,2010.

Рабочую программу составил: Квашура Я.А.

Пояснительная записка

Черчение-предмет, обучающий навыкам чертежной работы, правилам выполнения и чтения чертежей, способствующий развитию таких навыков
как пространственное мышление, внимание, наблюдательность, образную память и т.п.

Приоритетной целью курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Курс черчения помогает ученикам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их  эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности учащихся, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нем те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика. В число задач входят: ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ учеников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения. В изучении курса черчения используются следующие методы: рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.

Программа ставит целью научить читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием процессе обучения черчению ставятся задачи:

  • сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
  • ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
  • обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
  • развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
  • обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
  • прививать культуру графического труда.

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.

Учащиеся должны знать:

  • основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей, приемы построения сопряжений, основные правила выполнения и
    обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.
  • учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях
    выполнений строительных чертежей.

Учащиеся должны уметь:

  • рационально использовать чертежные инструменты;
  • анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
  • анализировать графический состав изображений; читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложныхпредметов;
  • выбирать необходимое число видов на чертежах;
  • осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
  • применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
  • выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости учащихся. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала.  Одна из обязательных графических работ является контрольной. Контрольная работа дает возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретенных за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы. Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

Учебно-тематический план, 1 год.


п/п
Тема урока Количество часов Кол-во контрольных,
практических,
графических работ
1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления
1 Введение. Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. 1
2 Правила оформления чертежей. 3 1
3 Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа» 3 1
4 Шрифты чертежные 3 1
5 Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы 3
6 Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали» 3 1
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций
7 Проецирование общие сведения 3
8 Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости 3
9 Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. 3
10 Составление чертежей по разрозненным изображениям. 3
11 Расположение видов на чертеже. Местные виды. 3
12 Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу». 3 1
3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок.
13 Построение аксонометрических проекций. 3
14 Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. 3
15 Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. 3
16 Технический рисунок. 3
4. Чтение и выполнение чертежей
17 Анализ геометрической формы предмета. 3
18 Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел 3
19 Решение занимательных задач. 3
20 Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». 3 1
21 Порядок построения изображений на чертежах3 3
22 Построение вырезов на геометрических телах. 3
23 Построение третьего вида по двум данным видам. 3
24 Графическая работа № 5 по теме «Построение третьей проекции по двум данным» 3 1
25 Нанесение размеров с учетом формы предмета 3
26 Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. 3
Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)» 3 1
28 Чертежи разверток поверхностей геометрических тел. 3
29 Порядок чтения чертежей деталей. 3
30 Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей». 3 1
31 Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы». 3 1
5. Эскизы (4 часа).
32 Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали» 3 1
33 Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования». 3 1
34 Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета». 3 1
Итого 102 часа 11 работ

Учебно-тематический план, 2 год.


п/п
Тема урока Количество часов Кол-во контрольных,
практических,
графических работ
1 Повторение сведений о способах проецирования. 1
6. Сечения и разрезы
2 Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. 3
3-4 Правила выполнения сечений. 3
5 Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений» 3 1
6 Назначение разрезов. 3
7-8 Правила выполнения разрезов. 3
9 Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях. 3
10 Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза». 3 1
11 Графическая работа №14 по теме «Чертеж детали с применением разреза» 3 1
7. Определение необходимого количества изображений.
12 Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. 3
13 Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей». 1 1
14 Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры» 3 1
8. Сборочные чертежи
15 Общие сведения о соединениях деталей. 3
16 Изображение и обозначение резьбы. 3
17-18 Чертежи болтовых и шпилечных соединений. 3
19 Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения». 3 1
20 Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения». 3 1
21 Общие сведения о сборочных чертежах изделий. 3
22 Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах 3
23 Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей». 3 1
24 Понятие о деталировании. 3
25 Графическая работа №19 по теме «Деталирование» 3 1
26 Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами конструирования». 3 1
9 Чтение строительных чертежей.
27 Основные особенности строительных чертежей. 3
28 Условные изображения на строительных чертежах. 3
29 Порядок чтения строительных чертежей. 3
30 Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей» 3 1
31 Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы». 3 1
32 Разновидности графических изображений. 3
33 Применение компьютерных технологий выполнение графических работ. 3
34 Повторение. 3
Итого 102 часа 11 работ